Консультация «Если в семье ребенок с аутизмом?»
консультация
Рекомендации родителям
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64 КБ | |
| 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Если в семье ребенок с аутизмом?»
Выполнила: учитель - дефектолог Сюлаева Л. Н.
Диагноз "расстройство аутистического спектра" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?".
Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, и непонимание и осуждение окружающих на улице, в магазине усложняет положение его самого и его родителей. Такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдиться своего ребенка.
Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенка: кричат, обзывают, а иногда и бьют его. Поэтому доброжелательная атмосфера в семье особенно важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком. Для этого родителям необходимо избавиться от стереотипов, которые преследуют их в жизни. Например, мы слышим:
«Ребенок - инвалид - это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата в этом» или «Если у тебя больной ребенок, твоя жизнь кончена: ты должна отказаться от своих планов и остаток жизни посвятить ребенку», «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!»
Чтобы помочь аутичному ребенку, нужно, прежде всего, избавиться от стереотипов. А именно:
- Избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха. Но, под словом "успех” понимают что-то свое, взятое из стереотипных общественных представлений: «Он станет успешным, знаменитым». Часто родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. Именно родители определяют, в какую секцию, школу пойдет ребенок, чем будет заниматься, какой язык учить и тому подобное.
Мы требуем, чтобы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему, сравниваем с детьми знакомых. И, когда он перестает им соответствовать, мы начинаем ругать его, злиться на него, ведем к врачу.
!!! Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
- Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.
Родителям больно осознавать, что их ребенок болен, что он не оправдает их надежд. Но самое страшное начинается потом, когда родители начинают стыдиться своего ребенка: с ним нельзя выйти на улицу - он неадекватно реагирует и странно себя ведет. Никого нельзя пригласить в гости, никуда нельзя пойти. Родители пытаются делать замечания, постоянно одергивают ребенка, срываются на него.
!!! Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его!
!!! Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Запаситесь терпением на годы.
- Чувство вины.
«Почему именно мой ребенок такой?», «Кто виноват?». Не надо искать ответ на эти вопросы. Не надо думать и о семейном проклятии, о мистике. Если бы ответ на эти вопросы излечивал наших детей! Не лучше ли решить раз и навсегда - я тут не причем, так сложилось.
!!! Глядя на ребенка, не думайте о своей вине. Лучше поймите, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.
- Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего «особенного» малыша. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
- Знайте, что ребенок не требует от вас жертв. Конечно, кое от чего придется отказаться. Но выход можно найти из любой ситуации. И это будет зависеть только от вас. Рассказывайте о детях - пусть все знают, что «нестандартные» малыши есть, и что им нужен особый подход!
Таким образом, семьям, где воспитывается ребенок с нарушениями аутистического спектра, полезно общаться между собой. Родители перестают чувствовать свое одиночество и обособленность, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
Существует Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития
(Швейцария), где родители имеют право:
1. Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто, в том числе и сами родители, не должен обвинять родителей в том, что их дети имеют проблемы развития.
2. Понимать, что происходит с их ребенком. Знать как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат такого лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее. Родители имеют право знать.
3. Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять и специалисты. Специалисты не должны говорить: "Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого нет дела”.
4. Получать помощь без необходимости извиняться на нее.
5. Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать.
6. Сердиться. И на ребенка в том числе.
7. Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье - работать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей и так далее.
8. Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку.
9. Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хорошо, не надо их в этом разубеждать.
10. Ожидать чуда.
11. Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, специалистов, не замыкаться на одном врач”.
Для реализации этих прав не нужны законы и указы, а нужны только добрая воля и упорство самих родителей.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как воспитывать ребенка – холерика правильно?»
Подготовила: учитель – дефектолог Сюлаева Л. Н.
От рождения все люди наделены разным темпераментом. Темперамент – это совокупность личностных характеристик, связанных с особенностями нервной системы: силой, уравновешенностью и подвижностью.
Тип темперамента ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) влияет на взаимодействие с людьми, способ проявления чувств.
Как понять, что ваш ребенок — холерик?
• Ребенок-холерик не сидит на месте, ему интересно познавать все новое. Он всегда полон энергии, поэтому успевает делать несколько дел одновременно. К сожалению, надолго его не хватает, он быстро утрачивает интерес и ищет новое занятие;
• Малыш холерик очень эмоциональный, поэтому часто вступает в конфликты с взрослыми и другими детьми. Если ребенку что-то не нравится, он может быть грубым и агрессивным;
• Холерики отличаются быстрой, энергичной речью. Они часто «проглатывают» слова, поэтому понять их бывает трудно. Зато звучит такая речь ярко и убедительно. Из таких детей получаются отличные ораторы, руководители и актеры;
• Дети-холерики невнимательны, рассеяны. Новую информацию они усваивают быстро, но с такой же скоростью она и забывается;
• Большое значение для холериков имеет общение. Они любят внимание со стороны, поэтому никогда не будут плакать в одиночестве;
• Очень трудно дается холерикам ожидание.
• Ребенок-холерик любит играть в шумные игры, он охотно осваивает новые виды развлечений.
В чем трудности воспитания такого ребенка?
Холерик – это один из самых ярких видов темперамента. Ребенок, которому присущи его черты, доставляет родителям немало хлопот. Самая большая проблема холерика – это повышенная эмоциональность. Из-за этого ему сложно сконцентрироваться, довести дело до конца, спокойно разрешить конфликт. Холерик не может управлять своими эмоциями, поскольку это природная особенность нервной системы и откорректировать ее невозможно. Сделать из непоседы милого и послушного ребенка не удастся. Воспитанию этих качеств нужно уделять внимание, но ждать, что ребенок кардинально изменится – не стоит.
У ребенка – холерика есть положительные стороны, поэтому при воспитании нужно концентрироваться на них. Это:
общительность, активность, любознательность, энергичность, решительность, быстро схватывает информацию; хорошо ориентируется в незнакомой обстановке.
Как предотвратить проблемы, связанные с воспитанием ребенка – холерика? Советы по воспитанию ребенка-холерика:
- Воспитание ребенка-холерика начинайте с обучения контролированию эмоций;
- Самый простой способ – это посчитать до 10;
- Сначала потренируйтесь дома, вместе с ребенком. Покажите на себе, как это делать и насколько это эффективно;
- Хорошо помогает справиться с отрицательными эмоциями холерика дыхательная гимнастика. Если ребенок эмоционально возбужден, предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
- Отлично успокаивает рисование, игры с песком и водой;
- Привлекайте холерика к выполнению полезных и ответственных дел. У него обязательно должны быть обязанности по дому;
- Давайте четкую инструкцию. Перед тем, как что-то поручить холерику, четко оговаривайте сроки и этапы выполнения, конечную цель. Учите ребенка четко следовать плану;
- Удовлетворяйте стремление холерика к лидерству. Оптимальный вариант – отдать его в спортивную секцию;
- Развивайте внимание и усидчивость. Приобретите ребенку-холерику пазлы, мозаику, конструктор. Играйте и занимайтесь творчеством вместе с ребенком. На собственном примере покажите, что качество работы важнее, чем скорость ее выполнения;
- Уделите внимание воспитанию тактичности и вежливости. Учите малыша благодарить, просить (а не требовать), извиняться;
- Учите холерика общаться. Малыш склонен к конфликтам, стремится быть лидером в любой ситуации. Разбирайте с холериком конфликтные ситуации, обсуждайте фильмы и книги;
- Не дразните ребенка-холерика. Он болезненно воспринимает критику, юмор в общении с ним приветствуется;
- Не пытайтесь «переделать» холерика, «сломать» его волю.
Воспитание ребенка-холерика – это кропотливый труд. Но, для любящего родителя нет непосильных задач. Используйте рекомендации для воспитания ребенка – холерика и вы увидите, как изменится ваш ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Если в семье появился еще один ребенок".
Советы и рекомендации для родителей, у которых родился еще один ребенок. Как помочь ребенку легче принять и привыкнуть к новому члену семьи....

Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ...

Консультация «Если в семье есть старший ребёнок»
Консультация для родителей "Если в семье есть старший ребёнок"...

Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»
Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»...

Консультация "Если в семье ребенок с ЗПР"
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ...

Консультация для родителей "Если в семье ребенок с ЗПР"
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ...

