Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
консультация (средняя группа)

Ковалёва Елена Михайловна

Функция руки и речь развиваются параллельно. Это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

Вся история развития человечества доказывает, что движение рук тесно связано с речью. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещѐ не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребѐнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока-ворона) и т.д. Большое стимулирующее влияние функции речи отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.Н. Новиков ещѐ в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И.П. Павлов внѐс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учѐными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является еѐ частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учѐных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идѐт развитие речевой функции. Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Итак, если даже речь у вашего ребѐнка развивается хорошо, всѐ же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстаѐт, то обратите внимание на тренировку его пальцев – это потребует в день всего несколько минут вашего времени.

Игры на развитие тактильного восприятия.

На 2-3 году жизни у детей сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощущаемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребѐнок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твѐрдость, форма, вес (лѐгкий-тяжѐлый), температура (холодный- горячий-тѐплый), особенность поверхности (гладкий-шершавый). Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем даѐт возможность правильно держать кисть, регулировать силу еѐ захвата и улучшает тонус мышц, что делает движение руки более точным. Перед проведением игры на ощупывание ребѐнку необходимо подержать кисти рук в мисочке с тѐплой водой или провести зубноѐ щѐткой по подушечкам пальчиков сверху вниз – это повысит их чувствительность.  При систематичной работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребѐнка, расширяется его активный и пассивный словарь. Для более лучшего восприятия ребѐнком свойств необходимо ввести разнообразные предметы в его развивающую среду, проводить занятия по развитию тактильных чувств рук ребенка.

Этапы ознакомления с качествами предмета:

1 Привлечь внимание ребѐнка к тактильному объект;

2 Показать, как обследовать объект;

3 Дать ребенку самостоятельно определить качество предмета.

Игры с водой. Самомассаж.

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей формирования необходимых умений и навыков (умение пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

Основной приѐм самомассажа – поглаживание, манипуляция, при которой рука скользит по коже, не сдвигая еѐ складки, с различной степенью надавливания. В зависимости от силы поглаживания может успокаивать или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает, сильное – с нажатием, и непрерывное – возбуждает. Рука ребенка ещѐ очень слаба, поэтому предпочитают делать поверхностное поглаживание. Тыльную сторону кисти ребѐнок поглаживает мягкой щеточкой, пуховкой или кусочком меха – это успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание кончиков пальцев жѐсткой (зубной) щѐткой повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения). Этой же цели служат игры с применением шестигранного карандаша, грецкого ореха.

Игры на нанизывание.

Правильному развитию двигательной системы малыша, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук способствуют упражнения на нанизывание. С их помощью у ребѐнка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребѐнок приучается контролировать движения рук зрением. Обобщается сенсорный (чувственный) опыт малыша.

Посредством осязания, мышечного чувства он начинает различать форму, величину, качество предметов (одни предметы твѐрдые, другие мягкие; одни тяжѐлые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются; предметы издают различные звуки: стук, звон).

Если взрослые сопровождают действия ребѐнка словами, называя предметы, рассказывая о них, то обогащается его словарь, развивается речь. Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекать, заниматься одним делом. Развивается устойчивость внимания, целеустремленность.

Игры с пластилином.

Игры с пластилином начинают с ознакомления со свойствами материала, с которым будет работать ребѐнок (пластилин мягкий, он разминается, скатывается, расплющивается). Покажите, как можно работать с материалом: разминать его пальцами, ощупывать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарики, соединить детали из пластилина.

Перед работой с пластилином необходимо познакомить ребѐнка с тем реальным предметом, который он будет лепить. Начиная работу, не давайте детям большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может заставить ребѐнка отказаться от работы.

Работу с пластилином можно сопровождать чтением стихотворений, потешек, небольших рассказов, сказок.

При регулярных занятиях пальчики ребѐнка становятся более ловкими, движения координированными, изделия узнаваемыми.

Этапы работы с пластилином (или глиной):

I этап – знакомство со свойствами материала, правила пользования рабочим материалом;

II этап – обучение основным техническим приемам работы с материалом;

III этап – раскатывание (палочек, цилиндров);

IV этап – раскатывание (шаров),соединение вместе нескольких форм.

Игры с бумагой.

Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи, в этом помогут игры с бумагой. Благодаря этим играм развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребѐнок подражает взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Умение подражать очень важно, поскольку позволяет малышу заимствовать опыт взрослых. Наглядный показ следует сопровождать словом.

Постепенно у ребѐнка установится связь между вашими действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания, например: «Сложи бумагу «гармошкой»».

Фольклорные пальчиковые игры.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают ребѐнку «почувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

Игры на выкладывание.

Во время проведения игр на выкладывание, достигаются следующие цели: развитие щипкового захвата указательным и большим пальцами; совершенствование движения «глаз-рука»; развивается воображение; обогащается словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие. Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть объект, который предстоит выкладывать, выделить в нѐм значимые детали.

Если ребенок хорошо владеет речью и мелкой моторикой, можно предложить ему самостоятельно обвести обследуемый предмет и назвать его значимые детали. При затруднениях, можно помочь ребѐнку: возьмите его руку и свою, вытягивая и удерживая его указательный палец, и начинайте обводить предмет по контуру, называя при этом детали, а затем предложить рассмотреть изображение предмета или его схему.

Игру необходимо повторить для усвоения, но поскольку ребѐнок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз надо усложнять:

 выкладывать на образце (методика накладывания);

 выкладывать под образцом;

 выкладывать по памяти;

 выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому (счѐтные палочки,спички).

Игры с мозаикой.

Игры с мозаикой способствуют развитию щипкового захвата указательным и большим пальцами; совершенствование движения «глаз-рука», зрительное восприятие; развивают воображение и пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга, так как эти представления лежат в основе и лингвистических, и математических знаний, развитие пространственной ориентации подготовит малыша к обучению в школе.

Требования к проведению игр:

- при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному), недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды занятий, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;  не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка вызывается многократным повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам (нанизывание, работа с бумагой и т.д.); занятия должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от возраста, значим результат. Поэтому любое «изделие» малыша должно быть утилитарным

(дарится, показываться, быть предметом игр и гордости малыша);  если малыш постоянно требует продолжения, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должны быть меры;  никогда не начинайте занятие, если вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребѐнок неважно себя чувствует или увлечѐн своей игрой  недопустимо переутомление ребѐнка в игре, которое может привести к негативизму.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Исходя из вышесказанного, можно отметить значение развития мелкой моторики,

которая заключается в следующем:

  • движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций: мышление, память, внимание;
  •  уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе, скорости овладения навыками письма, рисования, конструирования, напрямую связана с координацией пальцев рук;  
  • движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....