«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
консультация

Чепрасова Людмила Викторовна

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2021/07/39.pngКонсультация для родителей.

«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Подготовила:  педагог-психолог

Чепрасова Л.В.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.

 Эмоции - психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля. Воля - сознательная саморегуляция поведения. Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. 

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

 -несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

 -нарушение режима дня;

 -избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

 - желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

 - неблагополучное положение в семье.

 -частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

 -чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

 - снижение двигательной активности;

 - недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Игры, направленные  на развитие эмоционально-волевой сферы  детей старшего дошкольного возраста

Игра «Снежная королева»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход игры

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то, хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход игры

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

Игра «Мост дружбы»

Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход игры

 Воспитатель показывает детям карандаш и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост двумя пальчиками. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.

Игра «Радио»

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход игры

Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Игра «Маленькие затейники»

Цель: развитие у детей произвольности, инициативы, зрительной памяти и координации движений.

Возраст играющих: от 5 лет.

Число играющих: 5-20.

Место для игры: помещение, площадка.

Размещение играющих: дети становятся в круг, один ребенок стоит в центре его.

Описание игры

Дети ходят по кругу со словами:

Ровным кругом друг за другом, 
Мы идем за шагом шаг. 
Стой на месте! 
Дружно вместе сделаем... вот так.

После слов “стой нa месте” дети останавливаются, а после слова “так” ребенок, стоящий посредине, делает какое-нибудь движение, например, приседает, топает ногой, изображает что-нибудь и т. д. Bсe повторяют его движение. Затем стоящий в середине ребенок выбирает вместо себя другого, который становится в круг, и игра начинается снова.

Правила игры

  • играющие должны делать те же движения, какие делает стоящий в середине круга;
  • каждый вновь выбранный придумывает новые движения.

Продолжительность игры: игра повторяется 5-6 раз.

Указания педагогу: Сначала затейником должен быть сам педагог, затем выбираются более инициативные дети, постепенно включаются и остальные. Во избежание повторения детьми одних и тех же движений рекомендуется предварительно спрашивать ребенка, что он хочет показать. Ребенок говорит тихо на ухо педагогу, какие движения он хочет проделать. Педагог одобряет придуманное ребенком или предлагает сделать другое. Хорошо вносить комические движения, а также чередовать более интенсивные движения с менее интенсивными, более быстрый темп с медленным и т. п. Можно после 2-3 повторений игры дать детям побегать, а затем сигналом собрать их в круг и продолжить игру.

Игра «Колечко»

Цель: развитие волевой регуляции, умения действовать по сигналу, произвольного внимания, сообразительности.

Возраст играющих: от 5 лет.

Число играющих: 7-10.

Место для игры: площадка, комната.

Размещение играющих: на длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. Водящий стоит в середине круга.

Описание игры

 Водящий закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте, играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий останавливается и говорит: “Я иду искать”. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-то из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правила игры:

  • кольцо можно передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя;
  • водящий говорит слова: “Я иду искать”, - с закрытыми глазами;
  • играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Продолжительность игры: 7-10 мин

Указания педагогу: водящий может стоять на одном месте и нараспев произносить вот такую считалочку:

Летела кукушечка мимо сада, 
Поклевала всю рассаду 
И кричала: “Ку-ку-мак!” 
Раскрывай один кулак!

Игра «Встаньте все те, кто…» ( с 5 лет )

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

-  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» ( с 5 лет )

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игра  «Ветер дует на...» (с 5 лет)

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных»,     «кто    много    плачет»,     «у    кого    нет друзей»   и   т. д.

Ведущего  необходимо  менять,  давая  возможность поспрашивать  участников  каждому.

Игра «Тень»   (с  5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию  за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень  и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий  меняется.

Игра «Слушай команду»

Цель: развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...

Использование подвижной игры как средства развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки п...