«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по теме

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

 Я хочу предложить некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Эти игры можно интегрировать во все виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kudymovskaya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» 

Работают папы и мамы с утра и до поздней ночки,

И видят их лишь в выходные родные сыночки и дочки.

На выручку мамам и папам не бабушка с дедом спешат,

Компьютер и телереклама теперь развлекают ребят,

И как малышам тут цвести и мечтать.

Как дружным, и добрым, и ласковым стать. (слайд)

Актуальность

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточно внимания. А ведь, только согласованное функционирование двух этих систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

  Умственное развитие ребёнка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Сегодня вашему вниманию я хочу предложить некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Эти игры можно интегрировать во все виды деятельности.

С помощью этих игр я решаю следующие задачи: (слайд )

          - Развитие эмоционального реагирования;

          - Развитие эмоциональной выразительности

          - Развитие эмпатии (т.е. эмоциональной отзывчивости - сочувствия);

          - Формирование словаря эмоциональной лексики.

Итак, я приглашаю на сцену участников моего мастер –класса.

Сегодня я хочу предложить Вам побывать в сказке. А в какой, попробуйте отгадать…

Домик мышки – нарушки

                                                        Лягушки квакушки

   И всей звериной компании

           Скажите мне дружно название.

Участники: Теремок (слайд теремок)

(Включается запись «В гостях у сказки» и слайд теремок)

 

                                           Кто-кто-кто в теремочке живет?

                                           Кто-кто-кто в невысоком живет?

                                Я, лягушка-квакушка.

                                Я, мышка-норушка.

                                А ты кто?

                                А я - петушок,

                                Золотой гребешок,

                                Маслена головушка,

                                Шелкова бородушка

Скажите, что делали в начале все звери в сказке ТЕРЕМОК?

Участники: Знакомились.

(Слайд с названием первого цикла игр)  

 Сейчас и мы с вами познакомимся и поиграем в игру:

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно ласковое имя. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик остается у ведущего.

В эту игру можно играть с детьми младшего возраста, а для детей постарше я предлагаю знакомиться по-другому.

 «Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети называют своё имя и делают любое телодвижения, подсказывающее их имя. Следующий участник повторяет имя, движение и называет себя, показывает своё движение.

Данный блок включает в себя множество игр название которых вы видите на слайде.

Данные игры направленны на знакомство, сближение детей друг с другом.  Игры настраивают на совместную работу, устанавливают эмоциональный контакт - игры с именами. Я использую эти игры в период адаптации, когда в группу приходят новые дети они способствуют снижению уровня тревожности, сближению детей в новом коллективе.

Продолжаем наше путешествие по сказке.

(Слайд с названием второго цикла игр)

Аудиозапись в гостях у сказки

                                                  …Вот живут они - лягушка,

 Еж, петух и мышь-норушка.

                                                 Мышь-норушка Толокно толчет,

                                                 А лягушка Пироги печет.

                                                 А петух на подоконнике

                                                 Им играет на гармонике

                                                 Серый ежик свернулся в клубок,

                                                 Притащился волк бездомный.

                                                 Постучался у ворот,

                                                 Хриплым голосом поет.

Скажите, а все ли звери из сказки теремок были одинаково приветливые, веселые и добрые?

Участники: нет.

Давайте покажем какой сердитый, злой волк стучался в теремок

Показ участниками

А какую хитрую, рыжую лисичку он позвал

Показ участниками.

Такие  мимические и пантомимические упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в организованную образовательную деятельность, в анализ художественной литературы, использую как динамические паузы.

2.2. А еще ребята очень любят играть в игру «Куб эмоций»

Демонстрация кубика.

           «Куб эмоций» многогранный,
           Шесть картинок есть на нем;
           Если вам так интересно,
           Можем рассказать о нем.

1. Вот какой-то грустный мальчик

Ну, зачем же так грустить?

Дети, кто из вас сумеет

Свою грусть изобразить?

2.Улыбаться надо (нужно) чаще

Чтобы было настроенье.

Покажи свою улыбку

Пусть приятно будет всем!

Дети могут не только сами изображать эмоции мимикой и жестами, но и рисовать их, выкладывать магнитами на «Азбуке эмоций». Давайте и мы попробуем. Каждому из вас я предлагаю выбрать изображение лица, я читаю рассказ, а вы выложите эмоцию своего героя.

 Каждый выбирает изображение лица.(мальчик, мама, папа, дедушка, бабушка).

Читаю рассказ

Представленные игры используются для развития эмоций – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умение воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестами, движением.

Основная цель–овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

(слайд с названием третьего цикла игр)

Продолжаем дальше наше путешествие по сказке «Теремок»

Аудиозапись в гостях у сказки:

                                  …     Вот лисица бежит во весь дух,

                                           А в зубах ее бьется петух.

                                           Вырывается глупый петух

                                           Разлетаются перья и пух

                                     

Давайте вспомним в сказке Маршака кто и как помог петушку.

Ответы участников

Ой, Пока мы рассказывали кажется гроза началась

Звучит запись звуков грозы и дождя. (Громко)

          Игра « ЗОНТИК ДЛЯ ДРУГА».

         Только вот беда, зонтиков на всех не хватает! Что делать!?

          (ответ надо поделиться зонтиком с другом).

Под звуки дождя участники разбирают зонты, прячутся под них. Под каждый зонт должно уместиться два человека.

 - Коллеги, как вы считаете, дождь – это хорошо или плохо?( приём ТРИЗ )

участники высказывают своё мнение. Каждое мнение имеет право на существование.

 Кому- то дождь совсем не нравится и от дождливой осенней погоды у него портится настроение.

А вы знаете что поддержать друга и помочь ему поднять настроение можно не только словами.

А ещё и используя различные арт – техники.

Скажите, какие эмоции вызывает у вас оранжевый цвет

Ответы участников

А какие запах апельсина?

Участники

И сегодня мы сделаем с вами весёлого апельсинового человечка

( Демонстрация апельсина на котором выражение лица сделано приправой гвоздика.)

            Если кому – то грустно, посмотрит на него и станет весело.

            Пока участники работают за столом (1-2 мин)

  Я хочу рассказать вам ещё об одной игре  

 Игра способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Слайды на экране. Разбор одной из картин.

 

             Посмотрите какие замечательные весёлые человечки у вас получились. (Включается музыка «Оранжевое солнце».) Я предлагаю с ними потанцевать, чтоб в нашем зале стало еще светлее.

             Я хочу попросить участников посмотреть в зал и определить кому

         сегодня нужно поднять настроение, подарить своего апельсинового

         человечка и сказать  какие-нибудь добрые слова. А кто – то из участников может быть оставит своего апельсинового человечка себе.

Запись от улыбки станет всем светлей. 

Эти игры направлены на формирование навыков социального восприятия и развитию  эмпатии (т.е сострадания и сочувствия).

Воспитываем дружеские взаимоотношения, желание поддержать друзей, заботиться о них.

А в нашей сказке наступила ночь. (Слайд с 4 циклом игр)

Аудиозапись «В гостях у сказки»

                                     А пока теремок - на замок.

                                     Будет спать до утра теремок.

                          На покой собираться пора.

                          Только еж не уснет до утра.

                          Колотушкой он будет греметь,

                          Чтобы слышали волк и медведь,

                           Чтоб от этого стука лиса

                                        Уходила подальше в леса!

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

И ещё одна игра

На экране игры на релаксацию Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я была рада тебя видеть!».

Эта игры — релаксационные. С их помощью снимается мышечное напряжение, дети успокаиваются и расслабляются.

Ну что ж наше путешествие по сказке «Теремок» закончилось. Я хочу подарить вам мои дорогие помощники эти смайлики.

И с помощью их попросить ответить на следующие вопросы:

Если ответ положительный- радостный улыбающийся смайлик

Если нет поднимите пожалуйста- грустный

Если не знаете ещё для себя не решили то- сомневающийся

1.Узнали ли вы что – то новое на этом мастер - классе?

2.Согласны ли вы, что систематическое использование данных игр развивает эмоциональную сферу дошкольников?

3. Будете ли вы использовать в своей работе игры, с которыми познакомились на мастер-классе?

Спасибо вам за участие, и я хочу подарить вам памятки с играми с которыми я не успела вас познакомить.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества: внимание, волю, эмоции и навыки общения.

                                                                                            В.А. Сухомлинский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Памятка для педагогов по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Памятка включает в себя рекомендации по развитию эмоциональной сферы....

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ

Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации....

проект «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно - образовательного процесса, учет индивидуальной психологическ...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Рекомендация по развитию эмоциональности у детей дошкольного возраста....