Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Татьяна Владимировна Трушечкина

Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Педагог-психолог ДОУ №5 г.о.Жуковский Трушечкина Т.В.

Слайд 2

Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Высокая эмоциональность ребенка , которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства . Эмоциональное мироощущение - это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом» : это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя или чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств , приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Слайд 3

Работа педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы детей в ДОУ: была создана модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста , которая включает в себя: - целевой, - организационный и - результативный компоненты. Цель психолого-педагогического сопровождения: обеспечение оптимальных условий для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Реализация рабочей программы по развитию ЭВС у детей старших и подготовительных групп в ДОУ Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение : -особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции; -понимание детьми эмоциональных состояний других людей по изображению; -понимание детьми своего эмоционального состояния. Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по двум и более параметрам.

Слайд 5

Основное содержание комплексной программы. Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арт-терапии Основывается на понимании, эмпатии со стороны психолога. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое «Я Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы. Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими. Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии .

Слайд 6

Сказкотерапия Проводились коррекционно-развивающие занятия по комплексной сказкотерапии . Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. Направления работы со сказкой: - чтение сказок и беседа о прочитанном; - игры; - сказкотерапевтические занятия; - коллективное сочинение сказок; - также в работу по сказкотерапии могут быть включены элементы проективного рисования и арттерапии .

Слайд 7

Организация занятий Занятия проводятся с группой , состоящей из 4-6 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 20 до 60 минут в зависимости от желания и работоспособности детей. Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу. В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс. Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой ученик практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс.

Слайд 8

* Создание более благоприятного эмоционального климата в группе * По результатам диагностики выяснилось, что дети стали знакомы со способами выражения и изменения эмоциональных состояний ( радость,восторг , грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость). А также знакомство с эмоциями-испуг,тревога . * В результате работы со страхом и составления словаря эмоций отмечается снижение общего уровня тревожности в группе * Была проведена работа по установлению взаимосвязи черт характера и личностных качеств с эмоциальными проявлениями В результате проведенной работы отмечалось:

Слайд 9

В результате проведенной работы отмечалось: Благодаря формированию позитивного эмоционального отношения к членам своей семьи – внутрисемейная обстановка стала более спокойной (проведены проективные методики с целью выяснения данного факта). В том числе и были даны рекомендации родителям ( « Чтобы суметь реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком, необходимо:…») Была оказана помощь детям в осознании значения эмоциональной культуры человека в его жизни , - в результате беседы выяснилась эффективность проведенной работы. Проводилась работа по развитию эмоционально положительного отношения к своему отношения к своим друзьям , в результате проведенной социометрии (повторного исследования) отмечались явно положительные результаты- уменьшилось число «отверженных» детей в группе, увеличилось число взаимноположительных выборов …

Слайд 10

Диагностика проводилась с помощью: методики «Контурный САТ–Н» (Детский апперцептивный тест - Л. Беллак , О. Беллак ), методики СОМОР (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго), методика ЦТО (Цветовой тест отношений А.М. Эткинд) методики «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) метода наблюдения. Используемые проективные методики предполагают качественный анализ и интерпретацию результатов. РЕЗУЛЬТАТЫ: Низкий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у 7,5% детей. Средний уровень у 73,5% детей. Высокий уровень у 10% детей. 83,5% детей имеют средние и высокие показатели сформированности э моционально-волевой сферы

Слайд 11

Спасибо за внимание и до скорых встреч! Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста имеет структурный и содержательный аспекты, характеризуется единством целей и задач, ориентированностью на личностное развитие ребенка и взаимодействием всех участников образовательного процесса на каждом из этапов ее реализации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Памятка для педагогов по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Памятка включает в себя рекомендации по развитию эмоциональной сферы....

проект «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно - образовательного процесса, учет индивидуальной психологическ...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Рекомендация по развитию эмоциональности у детей дошкольного возраста....