Комплекс артикуляционной гимнастики "Веселый язычок"
картотека

Речь – это первый и единственный способ познания! Нет речи – нет познания! Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ребенок с плохой артикуляцией не умеет определять число звуков в слове; отстает во владении словарем и грамматическим строем речи; не умеет различать и выделять звуки на слух; затрудняется во владении навыками письма и как следствие не успевает в школе по русскому языку.

Дети страдающие различными речевыми нарушениями глубоко переживают свои проблемы. Становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников. Тормозится общее развитие ребёнка.

Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Чёткие движения органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы закрепить двигательные навыки. Выполнять упражнения нужно в спокойном темпе, без напряжения и под контролем. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему, что бы он мог видеть артикуляционный аппарат взрослого.

Начинать артикуляционную гимнастику с детьми нужно непринужденно, в игровой форме, но ежедневно по 5-10 минут, 2-3 раза в день. Не нужно повторять одно артикуляционное движение более 5 раз за подход. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные  даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.  Упражнения желательно выбирать из разных групп,  например, одно упражнение для щек, одно для губ и два для язычка, для того чтобы были задействованы все органы артикуляции.

С детьми более старшего возраста при подборе комплекса артикуляционных упражнений нужно исходить из того над каким звуком в данное время ведется работа.

Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. Сначала упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем он выполняет его самостоятельно. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.

При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи.

Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно, так как в начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Со временем действия будут совершенствоваться. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Отработка каждого упражнения идет в определённой последовательности:

- рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка или стихотворение). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей;

-показ взрослым упражнения;

-выполнение упражнения ребенком перед зеркалом;

-контроль взрослого за выполнением упражнения,  указание на ошибки (в мягкой форме);

-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

Помните: ребенку должно быть интересно! Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения, в  виде игры используя сказки или небольшие четверостишья.  Обязательно надо хвалить ребенка за успехи!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Комплекс артикуляционной гимнастики "Озорной язычок"

Представлен комплекс артикуляционной гимнастики...

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики

Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок»

     Л.Г.Выгодский писал: "Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, с...