Трениг для родителей "Я понимаю своего ребёнка"
консультация

 Мельникова Ольга Павловна

В рамках года семьи педагог-психолог Мельникова Ольга Павловна 11.04.2024 провела тренинг для родителей «Я понимаю своего ребенка».

В тренинге приняли участие 10 человек, продолжительность – один час.

Целью тренинга являлось повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развитие эффективного стиля общения родителей с детьми, актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

В начале  тренинга родителям предлагалось написать на стикерах с какой целью они пришли и что они могут сделать в ходе мероприятия для реализации своей цели и целей других участников. Стикеры размещались на двух листах  ватмана: «Мои ожидания» и «Мои возможности». Таким образом, ответственность за тренинг частично перекладываелся на участников. Они понимают, что от них на данном тренинге тоже зависит немало.

Небольшая разминка «Ладошки» для знакомства и определения своей роли в отношении родительства. Называя свое имя, участники заканчивают фразу: «Быть родителем – это: хорошо, весело, грустно, престижно, приятно, ответственно и т.п.».

Основная часть тренинга складывалась из упражнений с элементами НЛП, таких как «Недетские запреты», где один из родителей побывал в роли ребёнка, которому нужно несколько раз в день выполнять запреты и наставления взрослых, остальные участники тренинга выступили в роли «заботливых» родителей, ежедневно формирующих мировоззрение маленького человека. В ходе упражнения родители наглядно прочувствовали, каково приходится каждый день малышу,  и как можно исправить ситуацию всего лишь перефразировав посыл.

Просмотр мультипликационного фильма «Три качества родительских посланий» -  помог родителям  восполнить недостаточный объем знаний о формах и методах воспитания. Делать  упор на сильных сторонах малыша и его положительных качествах. Принимать его таким, какой он есть, в то же время не допускать вседозволенности в воспитании  и необходимости установления в семье определённых рамок и запретов, которых стоит строго придерживаться.

Упражнение  «Гипермаркет» имело целью показать какие же все дети разные и соответственно требуют разного подхода во всём, в том числе и в воспитании.

Закончился тренинг упражнением «Пирожок», которое родители могут практиковать каждый день со своим ребенком для восстановления баланса отношений, чувства единения и безопасности. А так же  в завершении, как итог,  психолог прочёл притчу «О счастливой семье».

Хочется отметить, что тренинг прошёл в дружественной непринуждённой обстановке. В завершении все участники дали обратную связь и  пришли к общему выводу, что задача каждого родителя по отношению к своему ребенку - это проявления любви, заботы и согревания его своей душевной добротой.

Так же в целях просвещения и повышения компетенции в воспитании детей в конце тренинга для родителей были подготовлены буклеты «Как мало нужно для счастья», «Отец и сын», «Роль отца в жизни дочери» и памятки «Дар прямой речи», «Замечания ребёнку с добротой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_treninga_ya_ponimayu_svoego_rebyonka.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

edited

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 17 «НЕЗНАЙКА»

Психологический тренинг для родителей «Я понимаю своего ребёнка»

Составитель:

Учитель-дефектолог

О.П. Мельникова

г. Ханты-Мансийск

2024 год

Психологический тренинг для родителей «Я понимаю своего ребёнка»

Цели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; развитие эффективного стиля общения родителей с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

2. Повысить родительскую компетентность в осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

3. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Участники: родители детей группы комбинированной направленности и подготовительных групп.

Длительность тренинга: 60 минут.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, магнитная доска, карандаши, листы бумаги, кукла, кукольное одеяло, три прозрачных стакана, гуашь (белая, жёлтая, черная), атласные ленты, снежки из бумаги.

Условия проведения: занятие проводится в музыкальном зале, участники (родители) размещаются на удобных стульях, песочные часы, маркер.

Ход тренинга:

Педагог-психолог.

 

- Добрый вечер, уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наш тренинг

Упражнение «Мои ожидания - мои возможности» (3 минуты)

Вопрос к участникам: Что побудило Вас прийти на встречу?

  1. Участникам предлагается написать на листочках бумаги свои цели пребывания на семинаре (что рассчитываете получить от встречи?) Затем прикрепить эти листочки на общий ватман.
  2. На таких же листочках участники пишут ответы на вопрос: «Что я могу сделать для реализации своей цели и целей других». Эти ответы крепятся на другом ватмане.

(Таким образом, ответственность за тренинг частично перекладывается на участников. Они понимают, что от них на данном тренинге тоже зависит немало.)

Разминка «Ладошки». (3 минуты)

Называя свое имя, участники заканчивают фразу «Быть родителем – это…» (хорошо, весело, грустно, престижно, приятно, ответственно).

Педагог-психолог.

Мы уже определились, что значит быть родителем. Быть родителем – это труд. И начинаться он должен с работы над собой.

Зачастую родители, делая замечания детям, используют не совсем верную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

Упражнение  «Недетские запреты»  (10 минут)

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например:

1. «Не кричи!» – завязывается рот, ...... Говори тише. Я услышу

2. «Не бегай» – завязываются ноги.... ходи спокойно. Будь осторожен

3. «Трогай» завязываются руки......убедись, что это безопасно

4. «Не смотри» - завязываются глаза....... обращать внимание старайся на полезные вещи. Игнорируй

5. Не слушай – уши.......

После того как выскажутся все участники, участнику  предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия:

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Педагог-психолог. 

Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или несколько.

Просмотр мультипликационного фильма «Три качества родительских посланий» (7 минут)

Упражнение «Три стакана»

Упражнение «Под ударом».

Одной из основных задач воспитания ребенка в семье родители считают защиту от ударов и опасностей внешнего мира. То, как мы это делаем, какие стратегии поведения выбираем и к чему они приводят наглядно видно в ходе выполнения упражнения «Под ударом».

Для этого упражнения потребуется 20-25 штук «снежков» (скомканные шарики из ненужных бумаг).

Группа делится на пары. В каждой паре один играет роль ребенка, другой родителя. Первая пара выходит на середину комнаты, остальные участники встают вокруг них, вооружившись «снежками». Задача группы «снежками» попасть в «ребенка», задача родителя – любым способом защитить ребенка от ударов. После того, как несколько пар пройдут испытание, становится понятно, что стратегия поведения в каждой паре отличается.

Некоторые «родители» так яростно защищают своего «ребенка», что готовы пожертвовать собой и подставить себя под удары, нередко проявляя злость и обиду на участников. Некоторые просто прячут «ребенка» под собой, закрывая его своим телом. Некоторые, напротив, не проявляют большой активности, давая возможность «ребенку» самому отбиваться.

В ходе обсуждения упражнения родители приходят к мысли, что как бы мы не старались защитить ребенка от всех опасностей внешнего мира, полностью оградить его невозможно. Значит надо его учить защищаться самостоятельно, учиться держать и предвидеть удары судьбы.

Упражнение «Гипермаркет»

Педагог-психолог. 

Вы пришли в гипермаркет, там три этажа, на первом этаже вещи дешевые и низкие по цене, на втором этаже продаются вещи более качественные и цены приемлемые, соответствуют качеству товара, на третьем этаже вещи очень качественные и дорогие. Вопрос: на каком этаже вы хотите приобрести вещи?

(презентация «Гипермаркет»)

Обсуждение. Вывод: «Приглашая в этот мир ребёнка все родители хотят получить «товар» с третьего этажа, но секрет в том, что в каждом ребёнке есть понемногу и от первого и от второго и от третьего этажей».

Упражнение «Пирожок»

Взрослый: - Давай испечём пирожок, с чем ты хочешь?

- Ребёнок: - с вишней (как вариант)

Взрослый: - а что нам нужно для того чтоб испечь пирожок? (тесто) Давай замесим тесто и в это время начинайте мять своего ребёнка,  имитируя замес теста.

Взрослый: - Ну вот, тесто готово, давай завернём в него начинку (начинаем заворачивать рбёнка в одеяло или простыню, после этого нужно крепко обнять ребёнка и держать его в обьятиях пока он не скажет, что испекся готов)

Чем больше времени малыш находится в ваших объятиях, тем больше он нуждается в любви, внимании и тактильном контакте.

Упражнение направлено на восстановление  эмоциональной связи, чувства безопасности и тп.,

- Сколько раз в день вы говорите ребёнку о любви? (12 раз минимум)

- Сколько раз в день обнимаете своего ребёнка? (минимум 4)

Притча о счастливой семье:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом.

Семья была особая — мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.

Пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И всё?»

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И МИРА тоже.

Список литературы

  1. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ- ПРЕСС, -2001. -432 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Родителям: как быть ребенком - М.: АСТ, 2010. - 384 c.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2015. - 288 c.
  4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с. - (Психология - XX век).
  5. Удова О.В., Коломиец Е.В. Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие - Иркутск: ФГБОУ ВПО
  6. «ВСГАО», 2013. – 156 стр.
  7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Родительское собрание в I младшей группе общеразвивающей направленности ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка? Или что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его»

В ходе родительского собрания освящаются вопросы психолого-педагогического развития детей 2-3 лет, что необходимо знать родителям, чтобы понимать своего малыша....

Консультация для родителей на тему: "Как научиться понимать своего ребёнка?"

Консультация для родителей на тему : "Как научиться понимать своего ребёнка?"...

Как научиться понимать своего ребёнка

Умейте “считывать” те психологические потребности, которые кроются за “плохим” поведением ребенка, агрессивностью, невоспитанностью и его попытками манипуляции. Мир ребенк...

Методическая разработка родительского собрания «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА»

Многих проблем во взаимодействии с ребёнком можно избежать, если придерживаться некоторых правил в общении с ним....

«Как любить и понимать своего ребёнка»

Консультация для родителей "Как любить и понимать своего ребенка"...