Главные вкладки

    Консультация (младшая группа) на тему:
    Родительское собрание в I младшей группе общеразвивающей направленности ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка? Или что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его»

    Нистратова Наталья

    В ходе родительского собрания освящаются вопросы психолого-педагогического развития детей 2-3 лет, что необходимо знать родителям, чтобы понимать своего малыша.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_1_mladshaya_gruppa_noyabr_2014.docx34.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37 г. Новочеркасск

    Родительское собрание

    в I младшей группе общеразвивающей направленности

    ТЕМА:  «Знаете ли вы своего ребёнка?  

            Или что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его»  

    Подготовила: Нистратова Н.А.

    педагог-психолог

    2014 год

    Сценарий родительского собрания

    группа общеразвивающей направленности для детей 2 – 3 лет

    ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребенка?

                                          Или  что надо знать о ребёнке, чтобы понимать его»

    Повестка собрания:

    1. Приветствие участников родительского собрания.
    2. Организация режима дня в детском саду. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы на 2014-2015 учебный год.
    3. «Мы ребята – дошколята! Возрастные особенности детей 2-3 лет»
    4. Что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его - практическое занятие.
    5. Разное
    • выбор родительского комитета группы
    • На пороге новый год, организация праздника для детей группы.

    Цель: создание условий для психолого-педагогического просвещения родителей в

              вопросах развития и воспитания детей 3 года жизни.

    Задачи:

    1. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность;
    2. Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить их в целесообразности.
    3. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.

    Предварительная работа:

    • подготовка презентации к родительскому собранию (Приложение №1);
    • подготовка буклета «Кризис 3 лет» (Приложение 2);
    • подготовка памятки для родителей «Как вести себя с маленьким упрямцем» (Приложение №3);

    Ход собрания:

    2 СЛАЙД (цитата)

    1. Приветствие.

    Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и желание пообщаться, поговорить о детях, узнать что-то новое и интересное. Наверняка, ваши дети рассказывали вам о своих занятиях в детском саду, о новых друзьях. На протяжении нескольких месяцев каждое утра мы начинали с ритуала знакомства, чтобы ребята могли быстрее запомнить имена друг друга. Предлагаю и нам сейчас познакомиться в игровой форме.

    Игра «Давайте познакомимся»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: родителям предлагается по очереди представиться, называя своё имя и имя своего ребёнка, который ходит в данную возрастную группу.

    2. Выступление воспитателя группы «Организация режима дня в детском саду. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы на 2014-2015 учебный год».

    3. Выступление педагога-психолога «Мы ребята-дошколята! Возрастные особенности детей 2-3 лет»

    Ваш ребенок пришел в детский сад. Это ответственный и волнующий период, как для родителей, так и для детишек. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Другими словами, каждый ребенок привыкает по-своему. Ваша эмоциональная поддержка  очень необходима малышу в период адаптации к дошкольному учреждению. 

       В период адаптации к дошкольному учреждению многие родители испытывают повышенную тревожность за своих детей и это не случайно. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад. И в этом процессе адаптации участвуют не только дети, но и родители.

       Предлагаю вашему вниманию письмо, которое было составлено  со слов ваших  детей и переведено на взрослый язык. Сейчас я его вам зачитаю, а вы будьте внимательны ко всему, что передают вам ваши дети.

     СЛАЙД   3 - 13

    Письмо родителям от ребят дошколят.

    Уважаемые мамы и папы! Бабушки и дедушки! Мы хотим предупредить вас, что адаптация к детскому саду может протекать у нас очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и многое другое. Все это может вызвать у нас бурные эмоции. Не менее тяжело будет моим воспитателям и няням. Но мы знаем, что они хорошие и всегда придут на помощь.

    Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудниками детского сада были согласованность и доверие.

    Постарайтесь приблизить наш домашний режим к садовскому. Расскажите нам подробно о том, что и как мы будем делать в детском саду. Нас очень пугает неизвестность! А если мы увидим, что все происходит, как вы рассказывали, то будем чувствовать себя увереннее.

    Мамы и папы! Приучайте нас к самостоятельности, не делайте за нас то, что мы и сами можем сделать.

    А еще, мои дорогие родители, познакомьтесь с меню детского сада. Ведь незнакомые блюда тоже могут вызвать у нас негативную реакцию.

    Еще, очень просим, отучите нас от соски и бутылочки и приучите нас к горшку. Ведь соска и мокрые штанишки не сделают нас увереннее.

    Знаете, первые дни нам будет немного страшно, поэтому иногда мы будем брать с собой любимые игрушки – так нам будет спокойнее.

    И еще, самые дорогие мои люди, пожалуйста, не стремитесь, чтобы мы научились чему-то только потому, что соседский Антошка это уже знает. Будьте последовательны и терпеливы.

    Мы очень хотим в детский сад! Ведь там мы не будем сидеть без дела. Нас научат строить, лепить, дружить, петь, играть и танцевать. Мы знаем, что нас там ждут и будут рады встрече с нами.

    Просим, помогите нам! Ведь от вас во многом зависит, насколько быстро и легко мы признаем детский сад своим вторым домом.

    ВАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТИ.

    Вот такое послание подготовили для вас дети.

    Но процесс адаптации в нашей группе уже почти завершился, конечно, не все его прошли и проходят легко, были и слезы, и капризы и нежелание идти в садик. Сейчас, заходя в группу к малышам, я чаще вижу детские улыбки, интерес в глазах наших дошколят и желание что-то делать, познавать и играть с новыми друзьями.

         Одна из задач моей работы, как педагога-психолога – помочь вам, родителям, на всех этапах дошкольного возраста лучше и глубже понимать своего ребёнка. Познакомить вас с особенностями развития дошкольников на каждом возрастном этапе. Итак, каковы же возрастные особенности детей 2-3 лет.

    СЛАЙД   14

    Если задать вопрос: Какой возраст требует к себе наибольшего внимания, в каком возрасте предоставлены большие возможности для развития, причем использование или не использование этих возможностей может иметь серьезные последствия? 

    Ответ такой – это возраст от 1 до 3. именно здесь закладывается потенциал для физического, психического, интеллектуального и личностного развития ребенка, потому что психика наиболее гибкая.

    Основным достижением этого периода является прямохождение. Оно обеспечивает самостоятельную ориентацию в пространстве, освобождая руки, делает их инструментом познания окружающего мира, при этом резко возрастает приток информации, получаемой ребенком. Он стремится и добивается частичной автономии от взрослых.

    Манипуляции предметами помогают детям изучать их свойства, понять назначение. Сухомлинский писал: «Истоки дарований и способностей детей находятся на кончиках пальцев». Чем больше мастерства и уверенности в движениях детской руки, тем ребенок умнее.

    Еще одним приобретением данного периода является речевое общение. Сначала дети учатся понимать речь, узнают, что каждый предмет имеет свое название, учатся говорить сами, в дальнейшем, усваивают общечеловеческие знания.

    Происходит скачок в развитии всех познавательных процессов. Это позволяет ребенку к трем годам сформироваться, как личности, стать отличным от других, проявлять свое «Я», и в тоже время продолжать усваивать нормы поведения в человеческом обществе, следовательно, идет дальнейшая социализация.

    Как развиваются в этом возрасте основные психические процессы?

    СЛАЙД   15

    Активно совершенствуется восприятие – т. е. видение и узнавание предметов и явлений окружающего мира. Полное, четкое восприятие формы, величины, цвета, положения предметов в пространстве возможно, если ребенок берет их в руки, долгое время манипулирует, разглядывает, ощупывает, пробует на вкус, слушает, какой звук издает предмет, разбирает на части.

    Если такие действия не выполняются, восприятие оказывается неточным, расплывчатым. Необходимо, чтобы ребенок знакомился с как можно большим количеством предметов и явлений. Игрушки должны быть различной формы, величины, цветов. Взрослый объясняет и показывает способы действия с каждой игрушкой, учит играть.

    СЛАЙД   16

    Внимание малышей вызывается внешне яркими, привлекательными предметами событиями и сохраняется, пока у них есть интерес. Дети не могут сосредоточиться на непривлекательной для них деятельности. А играя, могут долгое время оставаться сосредоточенными. Кроме того, степень устойчивости внимания зависит от индивидуальных особенностей. Подвижные -  менее внимательные, чем спокойные.

    СЛАЙД   17

    Память тоже неосознанная. Дети запоминают то, что произвело впечатление, было интересно. Благодаря такой памяти быстро совершенствуется речь, развивается интеллект. К трем годам складывается долговременная память, дети могут вспомнить события, произошедшие несколько дней назад, повторяют короткие четверостишия.

    СЛАЙД   18

    Мышление детей раннего возраста тесно связанно с восприятием, памятью и речью. Мышление носит наглядно-действенный характер, это значит, что ребенок познает окружающую действительность, окружающие его предметы и способы действий с ними. Взрослым нужно создавать интересную обстановку, развивающую среду и дать детям время, для манипулирования предметами. В 1, 5 года дети учатся самостоятельно кушать, строить пирамидки, вставлять блоки в соответствующие отверстия, повторяют за взрослыми бытовые действия. В 2 года дети подбирают парные картинки, знают 3-4 основных цвета, узнают предметы на рисунке, узнают голоса людей, музыку, шум машины … Называют предметы, находящиеся в поле зрения, понимают 100 и более слов, повторяют короткие предложения. Эта активность контролируется ребенком, после отвлечения дети продолжают начатое, исправляют ошибки, т. е. мыслят. В это время появляется чувство юмора. В 2 года дети сортируют предметы: посуда, игрушки, одежда. Строят по показу, среди нескольких картинок находят одинаковые.

    СЛАЙД   19

    Воображение формируется в игре, ее значение неоценимо для нормального психического развития. В игре дети усваивают правила и нормы поведения в различных жизненных ситуациях, примеряют, проживают разные социальные роли. Позднее воображение ярко проявляется в рисовании, сочинении сказок, историй. Воображение детей беднее, чем у взрослых, из-за маленького жизненного опыта, но для ребенка оно очень важно, и проявляется гораздо чаще, т. к. позволяет объяснить происходящие события собственными силами.

    Развитие речи происходит благодаря общению со взрослыми. Через подражание ребенок усваивает нормы родного языка, пока «иностранного». Важно чтобы ребенок слышал правильную речь. Не следует повторять за малышом детские слова, это тормозит развитие речи.

    На степень развития речи влияет уровень развития мелкой моторики. Пока ребенок не научится изолированно двигать одним, двумя пальцами, не удается добиться развития речи. Если специально тренировать мелкие движения руки, развитие речи можно ускорить.

    Тесную связь руки с речью подтверждает тот факт, что переучивание левшей приводит к задержке развития речи и заиканию.

    Дети 2-3 лет очень эмоциональны, однако их эмоции непостоянны, быстро меняются. Восстановить эмоциональное равновесие помогают игры со взрослыми, ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Такими играми изобилует народный фольклор.

    Малыши принимают только тех людей, которым доверяют и симпатизируют. Поэтому успешность обучения целиком зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении важно как проходит адаптация ребенка к детскому саду, насколько комфортно себя чувствует.

    В раннем возрасте у детей еще не сформированы механизмы физиологической саморегуляции. Ощущение ребенком дискомфорта резко снижает эффективность обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему жарко или наоборот холодно, хочет есть или пить или у него что-то болит, ли давит обувь. Вы должны быть уверенны, что малыша ничто не беспокоит.

    Общение с малышами носит ситуативно-личностный характер, это значит, что каждому ребенку необходимо внимание со стороны взрослого, индивидуальный контакт с ним, отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу со всеми детьми.

    Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, на основе подражания взрослому. Дети подражают всему, и хорошему и плохому, сверстник еще не представляет особого интереса, дети играют рядом, но не вместе, часто конкурируют за внимание воспитателя к себе.

    В 2-3 года дети не понимают разницы между живыми и неживыми объектами, могут «разобрать» бабочку как игрушку, но это непроявление жестокости. Детям нужно объяснять, рассказывать об окружающей действительности, показывать примеры правильного отношения к живым и неживым объектам.

    Формирование личности (Я) – связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.

    СЛАЙД   20 (спасибо за внимание)

    4. Практическое занятие «Что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его».

    Родители детей 2-3 лет, приходя на консультацию к педагогу-психологу, очень часто задают похожие вопросы, которые отражают типичное поведение малышей этого возраста. На некоторые из них мы сейчас вместе  с вами попробуем ответить.

     

    1. вопрос: Дети в этом возрасте очень капризные. Как бороться с капризами? 

    Подскажите, уважаемые родители, есть ли в вашей практике действенные способы борьбы с детскими капризами.  

    Совет психолога: природа ребенка такова, что у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются. Но взрослому совсем необязательно каждое из них выполнять! Объясните, в таком случае, почему вы не можете выполнить какую-то его просьбу. Постепенное приучение ребенка к некоторому самоограничению формирует «тормозные процессы». Старайтесь не сердиться на капризы ребенка, иногда взрослый сам приучает ребенка слушаться только после крика! Не доводите его до исступления. Уже к двум годам малыш приобретает систему социальных навыков, которые он использует в отношениях с людьми! Он знает, что означают те или иные требования матери: пустые ли это слова, которые можно проигнорировать, сразу нужно выполнить ее указания или можно подождать… Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Дети начинают манипулировать родителями и идут туда, где не откажут. Капризничает еще, потому что не умеет занять себя! Переключите его внимание, поиграйте с ним!

     

    2. вопрос: Очень часто в этом возрасте мы слышим от детей утверждение «Я – САМ!» - с утра до вечера твердит 3х летний малыш, уверенный, что все может делать самостоятельно: и одеваться, и умываться, и есть. Однако самостоятельно он мало, что умеет делать, его к этому надо приучать. А как?

    Встречались ли вы с такой ситуацией, что делаете вы в таком случае?

    Совет психолога: возрастной кризис 3х лет усиливает потребность ребенка самоутверждаться, потребность «быть взрослым», особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребенка, относятся к нему по-прежнему как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребенка «буйство эмоций».

    Кризис «Я-сам!» важен. Дело в том, что природа дает ребенку такое ценное качество, как стремление к самостоятельности. Многим из нас посчастливилось помочь малышу сохранить и приумножить эту самостоятельность и в последующие годы его взросления! Поразмышляйте над тем, вам удается одобрять и стимулировать действия ребенка. Например, «выбери себе чашку для питья», «завяжи бабушке фартук», «застегни маме пуговичку», и т.д.

     

    3. вопрос: Раньше моя дочка была очень привязана ко мне, а теперь, стоит мужу вернуться с работы, со всех ног бежит к нему, совсем забыв о моем существовании. Почему? Я как мать что-то упустила? 

    Совет психолога: ребенок привязан к тому члену семьи, который оказывает ему больше внимания, чаще с ним бывает вместе. До 2х лет, если за малышом ухаживает мать, он больше привязан к ней. Но бывает, что мама сильно занята и отец становится на ее место. Малышу нравятся «деловые отношения» с папой. Не ревнуйте, постарайтесь сделать ваше общение интересным. Играйте, общайтесь вместе с ребенком и мужем.

     

    4. вопрос: Малыш ведет себя так, что волей-неволей, ради его же благополучия, приходится говорить постоянно «нельзя». Я даже стала бояться произносить это слово, чтобы не задергать его. А как же без «нельзя»? Как научить ребенка слушаться? 

    Совет психолога: важно помнить, что ребенок 3х лет  - непоседа. У него еще не сформирована привычка не делать того, что запрещено. Он «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов и проверить реакцию взрослого.

    Полезно переключать внимание ребенка, если он, например, тянется к утюгу, чайнику, лезет на полку с книгами и т.п.

    Таким образом, ребенок подчиняется и происходит «вживание понятий «можно» и «нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за словом «нельзя» следовало разъяснение почему «нельзя». Тогда ваш малыш постепенно научится осознавать, что не все разрешено делать, станет понимать и принимать границы дозволенного. В некоторых случаях не нужно останавливать ребенка словом «нельзя», пусть приобретет опыт. Важно начать постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому.

     

    5. вопрос: Моему сыну три года, а он постоянно конфликтует с детьми: бьет их, не умеет с ними ладить. Что делать? 

    Совет психолога: ребенок еще может не понимать пагубного значения своих действий, но скопировал он их у окружающих. Агрессивное поведение может быть способом обратить на себя внимание. Агрессию могут вызвать постоянные запреты, замечания взрослых, а отрицательные эмоции малыш зачастую направляет не на виновника, а на сверстника. Агрессию могут вызвать и слишком суровые наказания.

    Ребенку важно давать уроки добра и любви – это лучшая профилактика агрессию. Единственное, ради чего дети отказываются от своих необузданных поступков – это любовь.

     

    6. вопрос. Моя дочь как-то странно в последнее время стала реагировать на запреты. Что-нибудь ей строго скажешь, она тут же в слезы и обвинять: «Ты меня не любишь». Что с ней происходит? 

    Совет психолога: на первые три года жизни приходится пик эмоционального развития. Психическое развитие малыша достигло того уровня, что он начал выделять себя как индивидуальность, но в тоже время он очень эгоцентричен, считает себя центром происходящего. Малыш обижается, если родители не хотят признать его взросление, говорят об этом с иронией. Это злит ребенка, он становится нервным, неспокойным, тогда как именно в данном возрасте очень сильно нуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоционально благоприятное состояние.

     

    5.        Разное

    • выбор родительского комитета группы
    • На пороге новый год, организация праздника для детей группы

    6. Решение родительского собрания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»

    Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»...

    Конспект родительского собрания в I младшей группе. Тема: «Вместо кисти – ладошка».

    Родительское собрание+ совместное занятие по художественно-эстетическому развитию в I младшей группе "Нетрадиционные виды рисования"...

    Что важно знать о ребёнке,чтобы понимать его.Кризис 3х лет.

    1.Приветствие.2.Теоритическая часть. Рассказ с использованием презентации : «Маленький  тиран»… или что такое Кризис 3-х лет и как его преодолеть?3.Практичекая часть: Упражнение «Цветик – семицве...

    Родительское собрание на тему: "Что важно знать о ребенке чтобы понимать его"

    Для каждого из вас ваш ребенок неповторим и уникален....

    «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его».

    Несколько советов родителям в воспитании ребенка...

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Кризис трех лет. Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его»

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«Кризис трех лет.    Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его» ...

    Родительское собрание в I младшей группе Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»

    Родительское собрание в I младшей группеТема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»Задачи:- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего воз...