Лекция - диалог Формирование книжной культуры в современной семье
консультация

Анастасия Александровна Посохова

О книжной культуре в современной семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Петушок»

Лекция – диалог

«Формирование книжной культуры в современной семье»

Воспитатель: Посохова Анастасия Александровна,

первая квалификационная категория

Алтайский край

Каменский район

г. Камень - на - Оби

2024 г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мое выступление посвящено, я считаю одной из важных тем в воспитании детей дошкольного возраста – это «Формирование книжной культуры в современной семье».

Но сначала мне бы хотелось узнать, согласны ли вы со мной, что эта тема важна и значима, или современная семья может без помощи детского сада формировать книжную культуру у детей дошкольного возраста. И в этом нам поможет игра «Да - нет».

Я буду задавать вопрос, а Вы поднимать табличку с ответом. Начинаем.

- На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению?

- Актуальна ли эта тема в наше время?

- Нужна ли в семье домашняя библиотека или полка с книгами?

- Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

- Может ли ребенок дошкольного возраста стать читателем библиотеки?

- Господствуют ли в нашем современном мире телевидение, компьютер и видеоигры?

По Вашим ответам я могу сделать вывод, что Вы тоже, уважаемые гости, считаете эту тему важной и необходимой при взаимодействии с семьей.

О необходимости формирования книжной культуры говорится и в нормативных документах.

В «Концепции национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации говорится, «Чтение – первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством… среди всех каналов коммуникации чтение.

Формирование «книжной культуры в рамках литературного образования детей дошкольного возраста регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» предусматривается овладение детьми речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой, а в художественно – эстетическом развитии - восприятие художественной литературы и фольклора.

Книжная культура – это исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации.

Конечно же, работая в детском саду с детьми, мы уделяем большое внимание формированию книжной культуры дошкольников, но при этом понимаем, что без совместного семейного чтения - это сделать невозможно. Психологи утверждают, что чтение всей семьей, разговор о прочитанном, не только сближают ребенка и родителей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества, развивает мыслительные способности и организованное сознание. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни. Да и становление ребенка как читателя невозможно без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем нужно успеть стать в детстве, иначе жизнь не может оставить для этого времени.

Организуя работу по данному направлению, мы сначала задаем родителям вопрос: а в вашей семье есть семейное чтение? А как бы вы ответили на этот вопрос?

- А что такое семейное чтение? Очень хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу. (высказываются участники)

- Когда мы задаем этот вопрос родителям, то многие отвечают: мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книгу. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух параллельно шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, родители делают это за него. Постепенно ребенок овладевает навыками чтения, ребенка взрослые контролируют еще какое – то время,а затем облегченно вздыхают и отправляют в «самостоятельное плавание». Таким образом, получается, что «семейное чтение» заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в помощи взрослых, то есть в первом классе.

А ведь если мы обратимся к истории, то увидим, что для России семейное чтение, всегда было традицией.

В девятнадцотом веке было принято читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам, собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что – то романтическое, родители, читали детям вслух, в семьях ставились театральные постановки. Но с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950 – х годах во многих семьях окончательно исчесзли. Но сейчас возникновение традиции «семейное чтение» является необходимым и важным условием для формирования книжной культуры ребенка.

Для возрождения традиции «семейное чтение» и формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста мы используем как традиционные формы работы, так и инновационные. Остановимся подробнеее на некоторых из них.

Инновационная технология, «Сетевое взаимодействие дошкольной образовательной организации, детской библиотеки и родителей по формированию книжной культуры у ребенка». В библиотеке имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи воспитателям и родителям до проведения разнообразных мероприятий. Главная цель совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомство с художественной литературой, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников детского сада.Ежегодно совместно с сотрудниками детской библиотеки мы реализуем проекты, тематические недели, виртуальные выставки, экскурсии, акции, творческие мастерские, конкурсы и многое – многое другое. Вместе с детьми мамы и папы создают детские книги, выступая авторами, иллюстраторами.

Большой интерес вызывает у детей и родителей «букроссинг», процесс обмена книгами между людьми, который основан на принципе «Прочитал книгу – передай другому». В этом увлекательном движение принимают участие все участники образовательного процесса: воспитатели, родители и дети, а также сотрудники детской библиотеки.

Один из интереснейших методов формирования книжной культуры дошкольником, который мы используем - это «сторисек» или как «как потрогать сказку?», что в переводе с английского, означает мешок историй. Вместо мешка мы используем сказочный сундучок. Для работы с сундучком сначала выбирается художественное произведение, а затем совместно с родителями компоненты, которые необходимы для работы с выбранным произведением. Это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, маски, игры, разные виды театров. Благодаря компонентам нашего сундучка ребенок может прослушать книгу несколько раз, что развивает навыки осмысления звучащей речи, фантазию, навыки пересказа и рассказывания, расширяет словарный запас и доставляет удовольствие. Конечно же, наш сундучок нельзя забрать домой, но то, что в нем лежит книгу, театр или игру дети берут домой для семейного чтения.

«Мнемотаблица» - это один из наиболее эффективных и популярных приемов, которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения информации, развития мышления и речи, а также формирования устойчивого интереса к художественным произведениям. Чтобы вовлечь родителей в процесс запоминания стихотворений, мы создаем вот такие мнемодорожки. Такие мнемодорожки мы используем в своей работе они очень нравятся детям их родителям. Мне бы хотелось с вами поделиться такой техникой запоминания.

Следующая технология «буктрейлер»- это видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Представляем Вашему вниманию один из таких роликов.

К сожалению, время ограничено, поэтому у нас нет возможности рассказать обо всех инновационных технологиях, которые мы используем в работе с родителями.

Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:

повысить уровень познавательного, речевого развития детей;

создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.

От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге,будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада»,накопленного на протяжении многих веков умом человека. Это мы – воспитатели должны информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?». Совместное решение общей задачи педагога и семьи должны дать плоды – «нового книголюба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской деятельности "Использование инновационного метода формирования книжной культуры и речевого развития «STORYSACKS»".

Представлен исследовательский проект "Использование инновационного метода развития речи с помощью книг «STORYSACKS»"....

Советы по формированию основ культуры питания в семье

Советы родителям по воспитанию культуры питания в семье...

«Формирование у детей дошкольного возраста восприятия детской литературы и книжной культуры».

"Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, вн...

"Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена исследованию проблемы формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста. Дан развернутый анализ содержания деятельности по формированию книжной культуры, в частности, создани...

Современные образовательные технологии в работе с родителями по книжной культуре.

Перспективное планирование по знакомству  родителей  с книжной культурой....

Роль книжной культуры ребенка в семье

Консультация для родителей:"Ролькнижной культуры ребенка в семье"...

Советы родителям по формированию основ культуры питания в семье

Занимательные задания и кулинарные игры позволят не только сформировать у детей дошкольного возраста основы культуры питания, но и организовать семейный досуг, наладить более тесное общение со своим р...