«Формирование у детей дошкольного возраста восприятия детской литературы и книжной культуры».
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Луконина Наталья Владимировна

"Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. ребенок должен любить книгу, тянутся к ней, воспринимать общение с ней как праздник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. «Формирование у детей дошкольного возраста восприятия   детской литературы и книжной культуры».

Восприятие дошкольников  детской  литературы  и книжной культуры рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.                                                                В поэтических образах детская  литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.                                                                                        Детская  литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.                Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.                                                                        Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.                                        Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.                                                                                Актуальность темы  обуславливается тем, что детская  литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира. Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний.                                                                         Приобщение детей  к книжной культуре, формирование  интереса детей  к книге и  потребности в чтении возможно через решение следующих задач:                                                                                                        - развитие познавательной активности и любознательности;                        - формирование целостной картины мира;                                                            

- развитие грамотной литературной речи;                                          

- развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.                         

Согласно  ФГОС ДОУ, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:                        - владение речью как средством общения и культуры,                                - развитие речевого творчества,                                                                - знакомство с книжной культурой, детской литературой,                                - понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,                - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для успешной реализации данного направления по восприятию детской литературы и  приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с  использованием вариативных дополнительных программ, современных методик,  прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.                                                                        В круг детского чтения и рассказывания входят:                                  - произведения русского народного творчества и творчества народов мира; малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы, перевертыши, сказки). Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.        

- произведения русской и зарубежной классической литературы;                                     - произведения современной русской и зарубежной литературы (разные жанры - рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки).

Основные формы работы с детьми по восприятию детской литературы:         - показ иллюстраций,                                                                                             - демонстрация картинок (предметные, сюжетные) используя фланелеграф;               - перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию;                                                                                                   - в ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке.

Основные методы ознакомления с детской литературой:

- чтение по книге или наизусть;

- рассказывание;        

- инсценирование.

Средства  по ознакомлению с книжной культурой:

 а) книжная полка прочитанных книг;

б)  пола с книжными новинками;

в) умные книги;

г) кроссворды, ребусы;

д) журналы;        

е) читаем сами;

ж) книги своими руками;

з) альбом произведений детей;

и) для родителей «Чтение на дом»;

к) поделок из природного бросового материала;

л) рисунки по прочитанным произведениям;

в) аппликационные работы;

г) творчество с родителями;

д) посещение библиотеки;

е) театрализация и  драматизация произведений;

ж) вечер чтецов;

з) с/р. «Библиотека»,  с/р. «Читальный зал».

Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению.                 Задача воспитателя - научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.       Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях - дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка.                                                         Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всесторонне развитие речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь. Уже с младшего дошкольного возраста закладываются основы развития связной речи, необходимые для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.                                        Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре и восприятию детской литературы строится следующим образом:

а) создание предметно – развивающей  среды:                                                        

- книжный уголок, выставки различных видов книг;                                                    

- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);                          

- уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски  по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы, портреты писателей, поэтов;         - выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.

б) регламентированная  деятельность:                                                                 - по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи -   идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами,   рассказами и сказками, ежедневное чтение  с продолжением  (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются  интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);                                                 

- для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками  звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты,  по слоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;                               - деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети  с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);                   - мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);

При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:                                                                           - «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;             - театрализованные игры  (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);         

- режиссерские игры  - драматизации  сказок; игры – путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);                                                                

- сюжетно – ролевые игры  («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);                                                                

- просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);

- конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);                          

- проектная деятельность (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия,  познавательной активности и т.д.);                                        

- самостоятельное чтение в книжном уголке.

Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная деятельность «Моя любимая книжка»).  Особое  внимание нужно уделять бережному отношению к книге,  тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа  сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.

Система работы  по приобщению детей к книжной культуре и восприятию детской литературы предполагает тесную взаимосвязь в работе всех  специалистов дошкольного воспитания:                                                                  

- учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют коррекцию  нарушений в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (развитие фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика,  логоритмические, дыхательные упражнения, игры на координацию речи и движения,  проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок;  развитие грамматического строя речи, связной диалогической и монологической речи, развитие высших психических функций.);                                        

- музыкальный руководитель (распевки, темпо – ритмические упражнения,  логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.),  хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.)  помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.                

- взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.

Для  выяснения  эффективности системы  проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга.  Ребенок,  усвоивший программу  приобщения к книжной культуре и восприятию детской литературы  в полном объеме, может:

 а) назвать имена писателей;

б) отличить литературные жанры, способны пересказать сказку, сочинить свой рассказ;

в) рассказать стихотворение, загадать загадку,         

г) назвать героев сказок и рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементарной поисковой деятельности в формировании у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ экологической культуры"

Наблюдения и дидактические игры о природе широко используются в экологическом воспитании детей. Этот материал доступен детям, так как соответствует особенностям детского мышления и восприятия (нагляде...

Электронные образовательные ресурсы по формированию у детей интереса к восприятию детской литературы

База электронных образовательных ресурсов, способствует формированию у детей интереса к восприятию детской литературыБаза электронных образовательных ресурсов представляется в форме презентации, в кот...

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...