Влечения у детей с расстройством аутистического спектра
консультация

Белова Татьяна Владимировна
У аутичных детей первых трех лет жизни наблюдается ряд особенностей в сфере влечений. К ним можно отнести стремление к положительным ощущениям (зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, проприоцептивным), получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 « Ласточка»

Консультация для родителей

Тема «Влечения у  детей с расстройством аутистического спектра»

                                                                        Выполнил: учитель - дефектолог

                                                                        Белова Татьяна Владимировна

                                             

                                                г. Богородск

                                                        2024

                                    Консультация для родителей

Тема   « Влечения у  детей с расстройством аутистического спектра»

У аутичных детей первых трех лет жизни наблюдается ряд особенностей в сфере влечений. К ним можно  отнести стремление к положительным ощущениям (зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, проприоцептивным), получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.

В основе патологических влечений и проявляющихся в агрессивных реакциях у аутичного ребенка лежит острое, тревожное напряжение, разрешающееся гневом, направленным на все окружающее: предметы и близких людей.

В таком состоянии аутичный ребенок может кусаться, разбрасывать игрушки, толкаться, ударять, царапать близкого человека. Грубая агрессия может быть направлена и против матери. Это может быть связано с восприятием матери как источника запретов. Агрессия может быть вызвана страхом к близким людям, наказавших их, или перенесенными наказаниями. Любая реализация влечений имеет в основе аутостимуляцию, но она более актуальна для ауичного ребенка, лишенного положительных эмоций.

Некоторые проявления агрессии могут быть объяснены преобладанием чувства неприятного: сопротивление со стремлением ударить при прикосновении к нему. Агрессия может быть вызвана острым переживанием неудачи, особенно в контактах. В таких случаях может наблюдаться и самоагрессия: ребенок бьет, кусает, щиплет себя, и агрессия, направленная на других. Неумелые попытки вступить в игру с другим ребенком, толкнуть его, вырвать из рук игрушку.

Иногда как проявления патологических влечений рассматриваются действия аутичного ребенка, обусловленные стремлением привлечь к себе внимание доступным ему некоммуникативным способом

Ряд проявлений агрессии можно отнести к первичному расторможению влечений. Иногда это первичная агрессия к близким людям.

Спецефична для раннего синдрома аутизма патология влечений: стремление к раздавливанию насекомых, определенные виды агрессии - плевание в состоянии радости.

Агрессия представляет собой одну из наиболее частых проблем поведения, возникающих у ребенка с нарушениями эмоционального развития.

Причины агрессивных проявлений и формы их выражения могут быть разнообразными, это может быть как возбуждение ребенка, провоцируемое слишком сильными эмоциональными переживаниями (в том числе и положительными).Другая частая причина агрессии- протестная реакция, которая выполняет функцию защиты. Аутичный ребенок протестует против превышения доступного его уровню взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования. В таких случаях очень важна профилактика возникновения частых агрессивных срывов. Нужно учитывать степень выносливости ребенка, соблюдать дозировку взаимоотношения с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип этого взаимодействия. Агрессия проявляется и как влечение: стремление схватить за волосы, вдавиться подбородком в плечо взрослого. Справиться с влечением очень трудно..Попытки переключить ребенка бывают порой безуспешны. Запретить ему подобные действия путем окрика и наказания малоэффективны, приводят к усилению влечения, возникновению самоагрессии. Игнорировать такое поведение тоже нельзя. В таком случае нужно постараться крепко обнять малыша в ответ на его импульсивные действия, прижать его к себе.

Агрессивные проявления могут быть не только негативным проявлением,  отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения ребенка, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения психического тонуса

Например: Увеличение речевой и двигательной активности ребенка, зарождение самостоятельных попыток контакта с окружающими могут сопровождаться появлением  или временным усилением агрессии.

Как симптом аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах

( Консультация написана на основе методического пособия

О.С.Рудик « Коррекционная работа с аутичным ребенком»- Москва, Владос, 2021 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»

Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...

Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...