Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ш»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sh.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Ш»

       Машина.

 У  Миши  новая (машина) .

 У этой (машины) широкие    шины.

 Миша катает (машину) по комнате.

 Вдруг (машина) уехала под шкаф.

 Там будет для (машины) гараж»,— подумал   Миша.

 

       Ландыши.

 На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей) .

 Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну.

 «Не будем рвать (ландыши), — решили Маша и Наташа.

 Эти (ландыши) не только наши.

 

       Пушинка.

 У Даши была пушистая (кошка) .

 Кличка этой (кошки) — Пушинка.

 (Кошка) любила катать по комнате катушки.

 «Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», - говорила Даша. 

 

Клади на место.

У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные  пирамидки, пушки, мишки, лошадки, ракушки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка.

Но вот однажды он открыл свой шкаф — а там нет ни одной игрушки.  Стал Миша свои игрушки искать. Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой.

Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?»  

— «Как   же,   знаю, —  ответила бабушка,— вот они.  Если  не  будешь  убирать, в  другой  раз так спрячу, что не найдёшь».

Обрадовался Миша и начал  складывать мишку, пушку, парашют, пирамидку, машинки в свой шкаф.

 

Синие листья.

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш!

Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

—  Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что, позволил брат? — на другой день спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри,— говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

— Ну что ж ты? Бери!

— Не надо,— отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

 Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

                                                                     (По В. Осеевой)

  

Шмель и Миша.

Миша гулял в саду. Здесь в тени на круглой клумбе росли лилии, жёлтые и красные с тёмными крапинками. Миша дотянулся до высокого цветка жёлтой лилии и сунул свой нос в самую его чашечку. Миша не заметил, как нос его стал жёлтым от цветочной пыльцы. Потом он понюхал красную лилию, да так старательно, что даже лоб и щёки стали красными.

Понюхал Миша цветы и побежал рассказать маме, как хорошо пахнут лилии.

          Мама сидела на скамейке под яблоней и зашивала Мишину шапку. Вдруг над Мишей закружился большой мохнатый шмель. Миша испугался, закрыл скорей нос руками.

—  Уходи, шмель, уходи! Это мой нос, а не цветок.

Пожужжал шмель сердито и улетел прочь. Рассмеялась мама и говорит:

—  Догадался, видно, что хоть и красив твой нос, но ведь это не настоящий цветок, а так просто — какая-то красно-жёлтая  шишечка.

  

Как трудно бить баклуши!

— Хватит тебе баклуши бить! — сказала Мишке мама.— Собирайся! Поедешь в деревню.

— А что такое «бить баклуши»? — спросил Мишка.

— Баклуши бить — значит бездельничать,— объяснила   мама.— Выражение   такое.

В деревне жили Мишины дедушка и бабушка. Бабушка занималась хозяйством, а дедушка делал деревянные ложки. Ложек этих ещё прошлым летом в доме было видимо-невидимо, а сейчас их оказалось ещё больше. «Дедушка даром времени не терял,— подумал Мишка.— Не бил баклуши».

Утром Мишка за угол заглянул и видит: сидит возле сарая дедушка и по полену стук-стук, тюк-тюк...

— Дедушка,   что   ты   делаешь? — спросил Мишка.

— Я-то? — взмахнул   топором   дедушка.— Баклуши бью!

— Так ведь баклуши бить — это значит бездельничать!—удивился Мишка,— А ты чурочки рубишь.

— Чурочки! — повторил дедушка.— Чурочки эти баклушами называются. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был — ложечник. А у мастера помощник — подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не надо, чтобы баклуши бить.

— Дедушка, — попросил Мишка, — можно твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить.

—  Давай попробуем,— согласился дедушка.

Мишка взял топор, размахнулся и... не попал по полену. Второй раз он по полену попал, но так, что оно подскочило и в огород улетело.

—  Оказывается, нелегко баклуши бить! — сказал Мишка дедушке.

—  Конечно, сноровка нужна,— согласился дедушка...

                                                                                                    (По М. Бартеневу) 

 

Составление рассказа по теме.

 

1. У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.

Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

 

2. Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик.

Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине.

 

3. Мишутке уже шесть лет. Однажды бабушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булочную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу». Когда бабушка ушла, Мишутка не стал шалить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и карандаши и пошёл в школу...

Расскажи, что случилось потом и чем закончилась эта история.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....