Консультация для педагогов и родителей. Основные принципы и особенности организации круга детского чтения.
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

Детское чтение нуждается в поддержке. Воспитание у дошкольников интереса и потребности в чтении – одна из самых актуальных задач, решение которой позволит не только сформировать целостную картину мира, первичные ценностные представления, но и развить литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Основные принципы и особенности организации круга детского чтения.

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Болдовская Т.Н.

     В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям, и исходя из этого, формировать круг детского чтения. Существуют общие принципы, а также возрастные особенности, которым необходимо уделять особое внимание. К общим принципам относятся доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета, воспитательная ценность произведения.  

     На основании психолого-педагогических исследований были выделены особенности восприятия литературы у детей разного дошкольного возраста.

     В возрасте 3-4 лет (младшая группа) понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом ребенка. Сюжет воспринимается фрагментарно, устанавливаются наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Центральная фигура для ребенка – герой, как он выглядит, его действия, поступки. Малыш еще не умеет разобраться в переживаниях и скрытых мотивах героя, поэтому воссоздать самостоятельно его образ в воображении младший дошкольник не может, поэтому ему нужны иллюстрации, предлагающие готовый образ, с которым можно взаимодействовать. Такое взаимодействие часто носит активный характер – дети пытаются вмешаться в события, закрывают или переворачивают картинку, иногда даже «наказывают» изображение.

     Дошкольники  4-5 лет (средняя группа) уже легко устанавливают простые, причинно-следственные связи в сюжете, включая простые мотивы героев. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им еще не понятны. Давая характеристику персонажу, ребенок, как правило, выделяет одну, наиболее яркую черту. Эмоциональное же отношение к героям определяется, прежде всего, оценкой их поступков, которая становится в этом возрасте более устойчивой и объективной.

     В возрасте 5-6 лет (старшая группа) дошкольники в какой-то мере утрачивают внешне выраженную эмоциональность, у них начинает преобладать интерес к содержанию произведения. Им уже подвластно понимание событий, которых не было в их собственной жизни, что дает возможность включать в круг чтения познавательные произведения. И хотя дети по-прежнему воспринимают, главным образом, действия и поступки, они начинают видеть и понимать наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь дети не только взаимодействуют с героем, но и сопереживают ему, осознают более сложные мотивы поступков.

     В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольник уже видит в поведении героя разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяет более сложные чувства (стыд, смущение, переживание за другого). Осознаются скрытые мотивы поступков. В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

     Таким образом, знание особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой. Необходимым условием привития интереса к чтению является тематическое многообразие произведений. В них  могут быть отражены: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных отношений, интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; тема войны, историческая тема; человек и техногенный мир. Многообразие авторских имен и сезонный принцип в подборе литературы расширит возможности развития читательского кругозора ребенка.

 При этом в отборе художественных текстов обязательно учитываются предпочтения педагогов и детей. Надо понимать, что ребенок – полноценный участник (субъект) образовательных отношений и игнорирование его индивидуальных склонностей и предпочтений недопустимо при формировании круга чтения.

Процесс воспитания читателя расширяет возможности сотрудничества дошкольного учреждения образования с семьей. Примером могут служить совместные детско-родительские проекты на основе художественных произведений, такие как создание книг-самоделок, выставок изобразительного творчества на основе иллюстраций к прочитанным книгам. В старшем дошкольном возрасте это могут быть викторины, тематические праздники и т.д.

Главное в этом процессе избежать заорганизованности, навязывания и пренебрежения к инициативе дошкольников. Все это позволит преодолеть такие негативные тенденции как заметное снижение интереса к чтению; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из–за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни. С сожалением можно отметить, что подлинная детская художественная литература подменяется суррогатами массовой культуры.  Взрослые, а, значит, и дети перестают читать, отчего страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Детское чтение нуждается в поддержке. Воспитание у дошкольников интереса и потребности в чтении – одна из самых актуальных задач, решение которой позволит не только сформировать целостную картину мира, первичные ценностные представления, но и развить литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус. В следующей статье мы обсудим, как формировать круг чтения ребенка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Внутренний мир ребенка - О чем расскажет детский рисунок»

консультация для родителей и педагогов "О чем расскажет детский рисунок"...

статья для педагогов и родителей "Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников".

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования круга детского чтения....

Консультация для педагогов дошкольного образования. Основной источник речевого развития детей в детском саду.

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для педагогов и родителей. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Кратко описываются основные возрастные и писхологические особенности дошкольников....

Круг детского чтения. Консультация для родителей и педагогов

Так что же это такое - круг детского чтения?  Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Даже, когда эти произведения писались для взрослых, при определенной адаптации он...