статья для педагогов и родителей "Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников".
статья

Романова Анна Алексеевна

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования круга детского чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников.

Подготовила воспитатель ГБДОУ №117 Невского района г. Санкт – Петербурга Романова А.А.  2022г.

На сегодняшний день все более остро возникает задача вырастить ребенка читателя. В наше не простое время книги все чаще заменяются электронными носителями, компьютерными играми.

Внимание к чтению, как к феномену на протяжении многих веков интересует теоретиков и практиков во всем мире. В настоящее время взрослое поколение изменило свое отношение к формированию круга детского чтения и к самой потребности развития чтения у детей. Читатель зарождается (начинается) еще в раннем детстве. Жизненный путь поколений определяется приоритетами мировозренческими, культурными, нравственными, образовательными заложенными в дошкольном детстве.

Ребенок через чтение художественной литературы познает окружающий мир и его прошлое настоящее, и будущее, пробует анализировать события, которые происходят в мире.

Еще 18 веке ученые стали обращать внимание на проблемы детского чтения и Новиков Н. И. был одним из первых кто в своем труде поднял эти проблемы (трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия»).  В 19 веке писатели критики педагоги (В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н. А. Корф, В. П. Острогорский, Н. А. Добролюбов и др.).  в своих трудах высказывают множество суждений, идей касаемо организации детского чтения.

Грамотно организовать детское чтения, не разобравшись в формировании круга детского чтения невозможно.

Добролюбов Н. А., Толстой Л.Н., Ушинский К. Д., Белинский В. Г. подробно в своих трудах разрабатывали эту проблему.

В.Г. Белинский первый начал исследовать проблему круга детского чтения, будучи филологом он требовал от детских писателей качественного художественного текста. Он обратил внимание и на особое восприятие детьми литературных произведений, тем самым затронув и психологический аспект проблемы формирования круга детского чтения.

 В современном мире до сих пор эта проблема остается сложной и не до конца изученной. Это объяснимо прогрессом и все новыми требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию в целом.

«Круг детского чтения — это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми».

Круг детского чтения включает в себя, произведения фольклора, детской литературы, газеты, журналы.

Н. М. Демурова, известный литературовед, рассматривает круг детского чтения подвижным, не стабильным. Особенно быстро меняется круг детского чтения у дошкольников и это обусловлено психолога – педагогическими особенностями дошкольников.

Светловская Н.Н., кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, рассматривает круг детского чтения как некую систему, где ее элементы книги объединены между собой специальными связями.

Г.М.Первова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики и образовательных технологий, Тамбовского государственного университета, определяет круг детского чтения как номенклатуру(перечень) книг и других изданий. Книги и произведения, относящиеся к круг детского чтения, по ее мнению, предназначены для определенного возраста детей и должны способствовать их развитию, воспитанию и обучению. Все произведения должны быть исторически конкретной и индивидуальной направленности.

Формирование круга детского чтения является серьёзным вопросом, требующим в решении теоретических и практических подходов.  В решении вопроса нельзя подходить только с педагогической точки зрения, нужен комплексный подход.

От чего зависит содержание круга детского чтения?

  1. От предпочтений и возраста детей. Будучи еще маленьким, ребенок уже проявляет свои предпочтения относительно читаемых ему произведений. Ему нравиться определенный жанр, вид литературы, определенный автор. Если произведение полюбилось дети будут просить почитать его снова и снова.
  2. От информированности взрослого в области литературы. Дети еще не обладают достаточной информацией и знаниями в области литературы. От взрослого зависит насколько интересно будет преподнесена та или иная книга ребёнку. Чем шире знания взрослого в области литературы, тем интереснее будет преподнесена книга.
  3. От состояния и уровня развития самой литературы. Предпочтение реалистической литературе в 50- 80-е гг. ХХ в. отдавалось детьми потому, что иная литература в те годы не издавалась.
  4. От попытки вернуть в детское чтение игровые произведения обэриутов. (попытка не увенчалась успехом: их стихи переизданы не были.
  5. От однообразия литературы, которое сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.
  6. От фондов семейных библиотек. Чем они более разнообразны, тем точнее и правильнее будет сформирован круг детского чтения.

Можно сделать вывод: в современном мире все более остро возникает задача вырастить ребенка читателя. Внимание к чтению, как к феномену на протяжении многих веков интересует теоретиков и практиков во всем мире. Организовать детское чтения, не разобравшись в формировании круга детского чтения невозможно.

Начиная с IX века ученые Добролюбов Н. А., Толстой Л.Н., Ушинский К. Д., Белинский В. Г. подробно в своих трудах разрабатывали эту проблему. В.Г. Белинский первый начал исследовать проблему круга детского чтения, будучи филологом он требовал от детских писателей качественного художественного текста.

В настоящее время эта проблема остается сложной и не до конца изученной. Ученые Г.М.Первова, Т. С. Пиче-оол, Светловская Н.Н, Н. М. Демурова, Бенеш Н.И и др. занимаются изучением проблемы формирования и обновления круга детского чтения.

На сегодняшний день формирование круга детского чтения является серьёзным вопросом, требующим в решении теоретических и практических подходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование круга детского чтения" (из опыта работы)

Дошкольное детство- определяющий этап в развитииличности,ибо до 6 лет ребёнок с интереом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, п...

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими  в формировании человека в ребенке.Вопросы о круге детского чтения ...

Статья. Научно – познавательная литература в круге детского чтения.

Статья  поможет воспитателю  сформировать полноценный круг детского чтения....

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

Статья для родителей «Круг детского чтения».

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям.Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, кот...

Круг детского чтения. Консультация для родителей и педагогов

Так что же это такое - круг детского чтения?  Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Даже, когда эти произведения писались для взрослых, при определенной адаптации он...

Консультация для педагогов и родителей. Основные принципы и особенности организации круга детского чтения.

Детское чтение нуждается в поддержке. Воспитание у дошкольников интереса и потребности в чтении – одна из самых актуальных задач, решение которой позволит не только сформировать целостную картин...