Статья. Научно – познавательная литература в круге детского чтения.
статья (подготовительная группа)

Кочанова Вера Васильевна , Бутенко Ольга Николаевна

Статья  поможет воспитателю  сформировать полноценный круг детского чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно – познавательная литература в круге детского чтения.

Современная практика работы детского сада тесно связана с исследовательской деятельностью ребёнка. Мы воспитываем ребёнка – исследователя. Научно – познавательная литература в этом деле может сыграть одну из ведущих ролей, т.к. наверное, нет ни одной области знаний, ни одной актуальной проблемы, которые так или иначе, не стали бы темой познавательных книг для юных читателей.

Нам, современным воспитателям, которые формируют ребёнка – исследователя, мало известна история развития научно – художественной литературы и её современное состояние – это с одной стороны, а с другой – нам необходимо формировать круг детского чтения, где нельзя обходить стороной этот вид литературы. Поэтому я поставила перед собой задачу изучить научно – художественную литературу и выделить те произведения, которые могут входить в круг чтения старших дошкольников.

Научно – познавательная литература – это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли, расширяющая кругозор читателя при помощи научных данных и средств художественной образности. Основной целью научно – познавательной литературы является формирование и развитие познавательной активности читателя.

Научно – художественная литература – это разновидность научно – познавательной литературы для детей и взрослых, вводящая читателей в мир науки при помощи фантастики и средств художественной образности. Её цель – формирование литературного воссоздающего воображения, фантазии, познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений. Цель научно – художественной литературы всегда актуальна в процессе воспитания ребёнка и формирования его читательской культуры.

Истоки научно – познавательного рассказа берут своё начало ещё в ХVIII веке в журнале Н.И. Новикова – известного русского просветителя, книгоиздателя, журналиста и писателя («Детское чтение для сердца и разума»).

Большое внимание познавательной литературе для детей уделял В.Г. Белинский. Он считал, что она должна учитывать особенности детского возраста, дышать современностью, давать верное представление об окружающем и готовить читателей к жизни.

А.М. Горький ставил задачу «создания просветительной литературы для детей». По его словам такие книги «должны способствовать развитию в малышах интереса и вкуса к знаниям, должны облегчить им постижение школьной науки». М. Горький призывал не изображать науку и технику как склад готовых открытий, а вводить читателя в сам процесс исследовательской работы. Именно такими были произведения А.Ферсмана, А.Плавильщикова, Е.Данько, Н.Григорьева, которые появились в разное время и прочно вошли в круг детского чтения.

В первой половине ХХ века большой вклад в развитие научно – познавательной литературы внесли М.Ильин, В.Бианки, Б.Житков, М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Е.Чарушин и другие авторы. Во второй половине ХХ века – Н.И. Сладков, С.В. Сахарнов, Г.Я. Снегирёв, Ю. Дмитриев и др.

На рубеже ХХ – ХХI веков в европейской педагогической среде стали доминировать идеи развития личности человека ХХI века, который способен получать информацию из различных источников, что помогает ему адаптироваться к окружающему миру. Поэтому в 80 – 90-е годы ХХ столетия в России массово стала издаваться научно – познавательная литература для детей и подростков, сначала зарубежная - в переводах и пересказах, затем переиздания отечественной дореволюционной литературы и литературы советского периода. И только в конце 90-х годов стала появляться оригинальная русская детская научно – познавательная литература, отражающая реалии современного мира и мира науки ХХ века.

Данная проблема изучалась Сетиным Ф.И., Кутейниковой Н.Е., Левиной Е.Р. и Шеломенцевой М.Б.

Ф.И. Сетин, описывая историю русской детской литературы, говорит, что детский писатель должен уметь «одушевить весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камешек, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку».

Он отмечает, что под воздействием науки меняется характер не только самой детской литературы, но и её взаимодействие с литературой для взрослых. Наука, в свою очередь, даёт темы для познавательных книг, вводит знания в художественные произведения.

Н.Е. Кутейникова говорит о роли современной научно – познавательной литературы для детей в круге детского чтения и даёт её классификацию. Она отмечает, что современная научно – познавательная литература на рубеже ХХ – ХХI веков отвечает духу времени, органично вписывается и в процесс обучения в школе, и в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в первый класс.

 Е.Р. Левина и М.Б. Шеломенцева описывают приёмы создания авторами научно – художественных книг (антропоморфизм, анимизм, приём нарушения пропорций, вопрос – загадка и др.), раскрывают специфику научно – художественных произведений, которая проявляется в его языке и стиле, представляющем сплав языка науки и языка художественной литературы. Они считают, что познавательная книга должна быть увлекательной, интересной, должна вызывать в ребёнке чувство сопричастия, сопереживания.

Большого успеха в создании научно – познавательных рассказов достиг Борис Степанович Житков – один из самых ярких писателей ХХ века. Он сам обладал огромным и разнообразным жизненным опытом и энциклопедическими знаниями, которыми делится с читателями в своих произведениях.

Писатель создаёт научно – художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувству ребёнка, к его разуму. Рассказы Б.С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). Технические термины почти не употребляются писателем.

Для его творчества характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сборники «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков» и др.).

В рассказах Б. Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение поделиться своим жизненным опытом, уважение к читателю – ребёнку. Особое место в его творчестве занимают рассказы о животных, такие, как «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Беспризорная кошка», «Мангуста». Это занимательные произведения, в которых чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей, и подлинность событий, положенных в основу сюжета. Автор заведомо знает, что будет интересно ребёнку и подробно об этом рассказывает.

Он придумал героя – почемучку, который близок читателям 4–7 лет. Это пытливый любознательный малыш, эмоционально воспринимающий мир. Его бесконечные «Почему?» говорят о степени познавательной активности, которая свойственна данному возрасту, и психологию которого хорошо понял писатель. Книга «Что я видел» создавалась, исходя из потребностей ребёнка, в ответ на массу интересующих его вопросов. В ней автор ведёт повествование от лица героя – Алёши-почемучки, он проникается его мыслями и чувствами, поэтому все понятия и представления о чём-либо доступны читателю.

Художественной формой книги автор выбрал путешествие, которое помогает увидеть мир, проследить путь приобретения знаний.

К этой же художественной форме обращается современный детский писатель О.Ф. Кургузов. В 1995 и 1996 годах вышли его книги «По следам Почемучки» и «Про каплю Акву», которые создавались под влиянием творчества Б. Житкова.

Книга «По следам Почемучки» - это современное продолжение книги Б. Житкова о Почемучке: та же форма занимательных бесед мальчика со взрослыми, то же внимание к обычным явлениям и их простое объяснение. Она тоже состоит из отдельных рассказов, которые объединены одной идеей – познание ребёнком окружающего мира. Герой О. Кургузова – Следопыт сродни Алёше Почемучке, он задаёт множество вопросов взрослым.

Но Олег Кургузов пошёл своим путём. Учитывая особенности детского возраста, в своих рассказах он свободно смешивал реальное и фантастически – условное. В книге «Про каплю Акву» автор использует художественный приём развития творческой фантазии – сон. Во сне мальчик отправляется в путешествие с каплей Аквой. В произведении писатель соединил художественное и научное с волшебством.

Именно с этой книги у многих читателей начинается знакомство с водой. Вместе с каплей Аквой маленький читатель будет путешествовать по морям и океанам, узнавая особенности каждого из них. Побывает в Древней Греции. Понаблюдает за айсбергами, искупается в источнике с горячей целебной водой и многое другое. Совсем небольшая по объёму, книга содержит массу полезной и интересной информации. Все рассказы написаны от лица маленького мальчика.

Чтобы вызвать интерес и любопытство у детей, О. Кургузов старается постоянно удивлять, заинтриговывать своего читателя, ставить перед ним новые вопросы и вести к ответам на них. Для этого он использует различные средства: интригующие оглавления, загадочные вопросы, удивительные случаи.

В его рассказах проявились такие свойства писателя, как отличное знание того, о чём он пишет, умение рассказать об этом детям (подробно, доходчиво, ненавязчиво), вызвать желание самим всё увидеть и узнать. Его книга интересна и увлекательна. Она даёт читателю знания из разных наук. Ребёнка – читателя привлекает стремительно развивающийся сюжет.

Так же как и его предшественник, О. Кургузов раскрывает суть сложных вещей доступно, занимательно и просто. Непонятные слова автор объясняет научно, точно, немногословно и понятно детям. Произведение пополняет и словарный запас читателей.

О. Кургузов был не только хорошим психологом, но и замечательным педагогом. Он постоянно подчёркивал, как важно взаимопонимание между детьми и взрослыми. В его произведении создан абсолютно счастливый и гармоничный мир, где ребёнок и его родители сосуществуют в атмосфере взаимопонимания и любви.

Таким образом, задачи, которые ставили себе Б. Житков и О. Кургузов, сходны. Оба стремились возбудить у читателей вкус к познанию. Мир, который они показывают в своих книгах, интересен, потому что он требует всё время новых усилий для познания.

В произведениях обоих авторов есть всё, без чего невозможна хорошая научная книга для детей: воображение, темперамент, живая и свободная речь, богатый материал.

В большом объёме научно – познавательной литературы в круг чтения старших дошкольников можно включать произведения Б.Житкова и

О. Кургузова, т.к. они раскрывают детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел людей. Они показывают детям сущность явлений, формируют их мышление, подготавливают научное миропонимание, учат любить и охранять окружающую природу. Произведения этих авторов учат детей думать над тем, что происходит вокруг, анализировать и делать выводы. Они развивают их ум и душу. Их произведения эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам.

Все выше названные авторы научно – познавательной и научно – художественной литературы – это авторы прошлого века. К сожалению, современная ситуация в этих видах литературы свидетельствует о слабом её развитии. (Чтобы создать такую литературу, нужно быть профессионалом в своём деле. Вероятно, таких писателей у нас сейчас немного.)

Но внимательный и педагогически направленный анализ воспитателем того состава литературы, который имеется, даёт возможность сформировать полноценный круг детского чтения.

Статью подготовила воспитатель ГБОУ Школы №324 корпус «Садко» Бутенко Ольга Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование круга детского чтения" (из опыта работы)

Дошкольное детство- определяющий этап в развитииличности,ибо до 6 лет ребёнок с интереом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, п...

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими  в формировании человека в ребенке.Вопросы о круге детского чтения ...

Консультация для родителей "Круг детского чтения"

В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке,  сами родители должны проявлять  интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...

Научно-познавательная литература о природе для детей дошкольного возраста

В настоящее время  общепринятым является определение научной книги для детей как книги научно-познавательной. Разумеется, этим не отрицается познавательное значение дететской литературы в целом. ...

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

Статья для родителей «Круг детского чтения».

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям.Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, кот...

статья для педагогов и родителей "Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников".

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования круга детского чтения....