Консультация для родителей "Экологические игры с детьми дома"
консультация

Формирование у детей первоначальных представлений о бережном и рациональном использовании природных ресурсов, знаний об окружающей среде, воспитание у детей культуры взаимодействия с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file1319.docx153.34 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры с детьми дома

(консультация для родителей)

Подготовила воспитатель первой категории Селиванова Н.В.

Ядрин,2024

                                «Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.

У природы круглый год Обучаться нужно, Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе».

А. В. Орлов

Умение смотреть и видеть, слушать и слышать воспитывается с детства. Для чего нужно любить природу? Для нашей здоровой жизни на планете. Ведь любое неправильное отношение к окружающему миру, загрязнение, безответственное отношение к природе приводит человечество к экологическим катастрофам. Земля - наш общий дом и мы все его жители. Как мы любим свои жилища, создаём уют, облагораживаем их, оберегаем, также мы должны относиться и к большому, общему нашему дому – планете Земля.

Для того, чтобы мы могли научить ребёнка любить, беречь и ответственно относится к окружающему миру природы, нам самим нужно уметь это делать. Ведь только своим примером и отношением к миру мы воспитываем детей.

Прививать экологическую культуру, как и все положительные качества человека, нужно начинать уже с детства. По принципу от малого к большему, учитывая возраст ребёнка и его ведущий вид деятельности. У дошкольников – это игра.

Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе – в парках и скверах, часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало малыша в данный момент. Шорох сухих листьев, загребание их руками, подбрасывание вверх создают восторг у ребёнка. Предложения взрослого сделать красивый гербарий, чтобы сохранить эту красоту, увлекают ребёнка. Вот вам и игра.

Предлагаем Вам различные виды игр экологической направленности, которые Вы сможете использовать для развития и воспитания своих детей дома, на даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже.

Например, во время приготовления пищи поиграйте с ребёнком во вкусные загадки. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и так далее. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.

А вот ещё одна игра с овощами или фруктами. Называется «Обследуй и отгадай». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его. Такие игры способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и могут долго его занимать; их можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и так далее.

Познакомьте Вашего ребенка с различными птицами, их повадками, покажите фотографии, скорей всего, он будет несказанно рад и получит массу положительных эмоций от того, что каждая птица имеет свою неповторимую трель песни. Можно прослушать несколько видов песен самых обычных пернатых. Вам будет проще начать с них. Безусловно, яркие картинки и звуки переливов птичьих трелей, заинтересуют вашего малыша, экологическая игра превратится в увлекательный урок, из которого Ваш малыш захочет не только узнать много нового о птицах, он научится многому, в том числе, выучив множество терминов и научившись правильно анализировать живую природу. Непременно возьмите своего малыша на прогулку в тихие часы, когда на улице или за городом, в лесу царит загадочная тишина, и он сможет услышать живые голоса птиц, понять призывные их перезвоны. Заметив на дереве красноголового дятла, стучащего по коре дерева и пытающегося найти там жучка древоточца. Может, встретите белку, снующую по деревьям или зайца бегущего по полю.

В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например:

«Зоологическое лото», «Кто, где живёт?», «Живая природа», игры по типу

«Мемо» и другие. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того, рассматривая карточки лото вместе, вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках.

В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть.

  • Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свёкла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи.
  • Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.

Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного материала. Словесные игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать, они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.

Игра «Когда это бывает?»

Взрослый называет природное явление, а ребёнок время года. (Снег идёт (зимой) - радуга на небе(летом) , прилетают скворцы(весной) и так далее).

Игра «Цепочка».

Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться (объект живой природы белка - животное, дикое, лесное, рыжее (серое), пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку).

Игра «Ассоциации».

В этой игре загадывается объект природы, животного или растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний».

Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

Заяц, ёж, лиса, шмель; дождь, снег, облако, роса;

роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан; корова, волк, овца, кролик; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела;

ель, берёза, яблоня, осина; лиса, свинья, лось, кабан

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки».

Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт в земле, на грядке, он поднимает руки вниз. Если овощ растёт над землей – руки вверх.

Аналогичная игра «Овощи-фрукты». Если ведущий называет овощ (или показывает картинку), то игрок приседает и/или опускает руки вниз, если показывается или называется фрукт, то игрок встаёт и/или поднимает руки вверх.

Игра «Береги природу».

Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и так далее, а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».

Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:…» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь».

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух».

Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово дельфин ребёнок отвечает вода, на слово волк - земля и так далее. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово воздух. Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово земля - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает».

Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта. Например, зайчик: ребёнок прыгает; карась - имитирует плывущую рыбу; воробей - изображает полёт птицы.

Игры с экологическим содержанием помогут не только познакомить ребенка с окружающим миром, но и сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе. Окажут влияние и на умственное развитие детей, так как во время игр дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание и память, развивается математическое мышление. Обогатиться и словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, научатся описывать их внешний вид.

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах.

Играйте с вашими детьми в экологические игры!

Они научат их быть добрыми, бережливыми, воспитают в них любовь, а главное, осознанное отношение к природе.

Вместе мы сделаем наш мир лучше и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома»

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома»...

Консультация для родителей "Играем с детьми дома"

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?...

Консультация для родителей "Играйте с детьми дома"

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы....

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

#сидим дома Консультация для родителей "Играем с детьми дома"

В данном документе вы можете выбрать игры, для реализации которых не требуется почти никаких затрат, а весь подручный материал есть у вас дома...