Сказка как средство формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей о значении сказок для формирования семейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка  как средство формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста

В ФГОС ДО одним из основных принципов организации образовательного процесса является необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально - коммуникативного направления развития.

Семья - это ячейка общества, это поддержка, опора и защита, взаимодействие, любовь, забота, это близкие родственники, которые живут вместе и заботятся друг о друге. Семейные ценности - это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение и представляют собой основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально - ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом  возрасте.

Особенности формирования представлений о семейных ценностях у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным периодом в формировании представлений о семейных ценностях у детей. В этом возрасте дети активно наблюдают и воспринимают окружающую их семейную среду, а также начинают осознавать свою роль в семье.

Одной из особенностей формирования представлений о семейных ценностях у детей дошкольного возраста является их имитационная активность. Дети наблюдают за поведением своих родителей и других членов семьи, а затем пытаются повторить их действия. Они стремятся быть похожими на своих родителей и воспринимают их как примеры для подражания.

Другой особенностью является эмоциональная связь между ребенком и его семьей. Дети дошкольного возраста очень чувствительны к эмоциям своих родителей и других близких людей. Они легко воспринимают положительные и отрицательные эмоции, которые сопровождают семейные события и взаимодействия. Это влияет на формирование их представлений о семейных ценностях.

Также важным аспектом является коммуникация в семье. Дети дошкольного возраста активно участвуют в разговорах и общении с членами семьи. Они задают вопросы, выражают свои мысли и чувства. Коммуникация в семье способствует формированию представлений о семейных ценностях, так как дети узнают о важности взаимопонимания, уважения и любви в семейных отношениях.

Игра также играет важную роль в формировании представлений о семейных ценностях у детей дошкольного возраста. Через игру дети могут выражать свои представления о семье, роли членов семьи и взаимоотношениях между ними. Они могут играть в семью, имитируя поведение своих родителей и других членов семьи. Игра помогает детям лучше понять и осознать семейные ценности.

В целом, формирование представлений о семейных ценностях у детей дошкольного возраста происходит через наблюдение, имитацию, эмоциональную связь, коммуникацию и игру. Важно создавать благоприятную семейную среду, где дети могут наблюдать и участвовать в положительных семейных взаимодействиях, а также обсуждать их с родителями и другими членами семьи.

Сказка играет важную роль в формировании представлений о семейных ценностях у детей. Ее использование может быть эффективным способом передачи и закрепления ценностей, которые считаются важными в семейной жизни. Она является не только увлекательным источником развлечения, но и мощным инструментом воспитания и обучения. Сказки передают детям ценности, которые являются основой семейных отношений. Они помогают детям понять, что семья – это место, где любят и заботятся друг о друге, где ценят и уважают каждого члена семьи. В сказках часто присутствуют образцы семейных отношений, где родители заботятся о детях, а дети уважают и слушаются родителей. Сказки также помогают детям понять, что семья – это место, где учатся решать проблемы и конфликты. В сказках часто присутствуют герои, которые сталкиваются с трудностями и находят способы их преодоления. Это учит детей быть терпимыми, справедливыми и готовыми к сотрудничеству в семейных отношениях. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений".

Кроме того, сказки помогают детям понять, что семья – это место, где дети учатся решать проблемы и конфликты, где устанавливаются границы и правила.   В сказках часто присутствуют герои, которые нарушают правила и сталкиваются с негативными последствиями. Это учит детей быть ответственными и уважать правила, установленные в семье, быть терпимыми, справедливыми и готовыми к сотрудничеству в семейных отношениях.

Сказки - это уникальная форма хранения и индивидуализированной передачи от человека к человеку информации. Слушание сказки - путь развития ребенка,  сказки стимулируют размышления и обсуждения о семейных ценностях, что способствует их усвоению и внедрению в повседневную жизнь.

 Следует учитывать, что для чтения нужно выбирать добрые сказки. Признаки доброй сказки: красивый литературный язык изложения, общее ощущение света при прочтении сказки, победа добра над злом, рассказ о важных ценностях жизни. Выбирайте сказки, которые наилучшим образом отражают те ценности, которые  хотите передать детям.

Одним из основных методов использования народной сказки является чтение ее детям. Во время чтения   обратите внимание ребенка  на определенные ситуации, персонажей или действия, которые отражают семейные ценности. После чтения   обсудите  с детьми сюжет и персонажей сказки, чтобы помочь им осознать и понять эти ценности,   задайте вопросы: "О чем сказка?", "Чему учит?","Какие жизненные законы открывает?". Можно спросить детей, какие качества они видят у героев и какие поступки они считают правильными или неправильными

Ролевые игры, основанные на народных сказках, могут быть отличным способом помочь детям лучше понять и воспроизвести семейные ценности. Дети могут играть роли различных персонажей и взаимодействовать друг с другом, демонстрируя в своих действиях и словах ценности, которые они усвоили из сказки.

Детям можно предложить выполнить творческие задания, связанные со сказкой и семейными ценностями. Например, они могут нарисовать сцену из сказки, где герои проявляют определенные ценности, или придумать свою версию продолжения сказки, где герои решают семейные проблемы.

Примеры  сказок, способствующих формированию представлений о семейных ценностях:

Сказка "Колобок" рассказывает о приключениях колобка, который сбежал от своих создателей – бабушки и дедушки. В этой сказке можно увидеть важность семейных связей и заботы о близких.

В  сказке "Теремок" можно увидеть значимость семейного единства и сотрудничества. Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили, дорожили, заботились, были гостеприимными.

Сказка "Репка" рассказывает о том, как репка выросла на огороде очень большой, и в одиночку ее вытащить было невозможно. В этой сказке можно увидеть важность семейной поддержки и сотрудничества. Каждый член семьи помогает вытащить репку, и только благодаря совместным усилиям они справляются с задачей.

Сказка "Золушка" рассказывает о девушке, которая жила с мачехой и ее злыми дочерьми. В этой сказке можно увидеть важность справедливости, доброты и любви в семье. Золушка, несмотря на жестокое обращение со стороны мачехи и ее дочерей, остается доброй и верит в справедливость. В конце концов, она находит свое счастье благодаря своей доброте и любви.

Сказка "Красная Шапочка" рассказывает о девочке, которая отправляется к бабушке и встречает на своем пути волка. В этой сказке можно увидеть важность осторожности и доверия в семье. Красная Шапочка, благодаря своей осторожности и знанию правил безопасности, избегает опасности и спасает свою бабушку.

Сказка "Мороз Иванович" повествует о том, что каждый из членов семьи имеет свои задачи и обязанности, которые должны выполнять как взрослые по отношению к детям, так и дети по отношению к своим родным.

Эти сказки помогают детям понять, что семья – это важная часть их жизни, и что в семье ценятся такие качества, как любовь, забота, сотрудничество и справедливость. Они также помогают детям осознать, что семейные ценности являются основой для счастливой и гармоничной жизни.

Сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси лебеди" формируют понятия, связанные с  взаиомоотношениями  братьев и сестер, учат таким ценностям, как любовь, забота, защита, учат давать оценку поступкам героев.

Использование  сказок в воспитании помогает детям лучше понять и оценить семейные ценности. Они видят, как герои сказок ведут себя в семейных отношениях и могут сравнить это с собственным опытом. Таким образом, сказки стимулируют размышления и обсуждения о семейных ценностях, что способствует их усвоению и внедрению в повседневную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропоганду семейного образа жизни. В дошкольном детстве закладываются основы формирования...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»

В современном обществе основными   общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье,  образование, работа. Реализация всех этих ценностей   необходима для самоутверждения, признани...

Проект "Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом...

Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно).

Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно)....

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...