Картотека пальчиковых игр по программе "Ладушки" И. М. Каплуновой
картотека

Сорокина Наталья Леонидовна
Методический материал для организации совместной деятельности родителей и детей дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovyh_igr.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

         младшая группа

Прилетели гули (мл)

Прилетели-гули

Гули-голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

Махать руками, как крылышками.

Положить руки на голову.

Махать кистями рук, «прогоняя гулю».

Шаловливые пальчики (мл)

Подняв ладошки, играть растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся –  сжимать пальчики в кулачки. Повторить несколько раз: «Играют – прячутся, играют – прячутся».

Тики-так (мл)

Тики-так, тики-так,

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так,

Так колеса стучат.

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит молоток.

Все пальцы собраны в кулачок.

Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево.

Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая, ладоней друг от друга.

Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Бабушка (мл)

Бабушка очки надела

И ребяток разглядела.

Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев.

Мы платочки постираем (мл)

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем,

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим

И в шкаф положим.

Пальцы сжаты в кулачки,

Тереть кулачком по кулачку.

«Выжимаем белье»: пальцы свободные,

Выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.

«Погладим белье»: кулачком одной руки по ладони другой.

Хлопки одной ладошкой по другой.

Положить руки на колени.

Наша бабушка (мл)

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки,

Как же мне вязать чулочки?

Хлопать ладонями по коленям

Поочередно левой, правой руками.

Пальцы слегка расставить и

соединить их с пальцами другой руки.

Положить руки на колени.

«Вязание на спицах».

Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».

Развести руки в стороны.

«Вязание на спицах»

Кот Мурлыка (мл)

Вот кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись.

А-а-а-ам!

Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка».

Погрозить пальчиком левой руки,

затем правой.

Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать пальцы в кулаки.

Ножками затопали (мл)

Ножками затопали,
Зашагали по полу
Топают ножками
Топ, топ, топ, топ, топ, 
Все ребята дружно стоп!

Большие и маленькие ноги

Большие ноги шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Выполнять соответствующие движения пальчиками по коленям чётко, на каждую четверть

Сорока-белобока (мл)

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.


Этому дала,
этому дала,
этому дала,
этому дала,
а этому не дала:
Ты дров не носил, печку не топил,
Тебе каши не дадим!

Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем по левой ладони выполнять круговые движения. Пальцы широко разведены. По очереди загибать пальцы:

- мизинец

-безымянный

-средний

-указательный

-шевелить большой пальчик

Грозить указательным пальцем правой руки

 

Семья (мл)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

А этот пальчик – я.

А это вся моя семья!

Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.

Дотронуться до указательного пальца.

Дотронуться до среднего пальца.

Дотронуться до безымянного пальца.

Дотронуться до мизинца.

Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки.

Две тетери (мл)

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали,

Улетели.

Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук (вверх-вниз), ладонями вниз.

Соединить перед собой руки, сделав круг.

Помахать кистями рук, как крыльями.

Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках (клюв).

Помахать руками.

Коза (мл)

Идёт коза рогатая

Идет коза бодатая

Ножками топ-топ

Глазками хлоп-хлоп

Кто кашу не ест,

Кто молоко не пьет

Того забодаю, забодаю, забодаю

Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук.

(можно одной рукой)

Постучать кулачком по кулачку

Сжимать и разжимать кулачки

Погрозить указательным правой руки

Погрозить указательным левой руки

Как в начале

Овечки (мл)

На лугу стоят овечки,

Шерсть закручена в колечки.

А играет для овечек

На свирели человечек.

Указательные пальчики приложить к голове в области виска (сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой.

Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный и мизинец (выполнять сразу двумя руками)

Имитировать игру на дудочку.

Жук (мл)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими.

                                          Средняя группа

Побежали вдоль реки (ср)

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук

по бёдрам и коленям (пальчики бегут)

        

Раз, два, три, четыре, пять (ср)

Раз, два, три, четыре, пять.        

Вышли пальчики гулять.        

Раз, два, три, четыре, пять.        

В домик спрятались опять.        

Сжимать и разжимать пальцы.

Выполнять движение «фонарики».

Сжимать и разжимать пальцы.

Сжать руки в кулаки.

Капуста (ср)

Что за скрип?        

Что за хруст? Это что еще за куст?        

Как же быть без хруста?        

Если я - капуста!

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем        

Мы капусту солим,        

Мы капусту жмем.        

Сжимать и разжимать пальцы.

Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими.

Сделать из пальцев «шар»

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Тереть кулачки друг о друга.

«Посыпание солью».

Сжимать пальцы в кулаки.

Снежок(ср)

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.        

И на землю тихо        

Падает, ложится.

А потом, а потом        

Мы из снега слепим ком.        

Ух!        

Ритмично, плавно опускать руки вниз.

Выполнять круговые движения кистями рук.

Ритмично, плавно опускать руки вниз.

Имитация сгребания снега.

Выполнять движение «пирожки»

Бросить снежок вперед.

Шарик(ср)

Надувают шарик быстро        

Он становится большой.        

Вдруг шар лопнул,        

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.        

Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку        

Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга

Медленно развести руки в стороны.

Хлопок в ладоши.

Подуть на сложенные ладони.

Снова собрать пальцы в щепотку.

Два ежа (ср)

Шли по лесу два ежа       

Шли спокойно, не спеша

На спине иголки острые и колкие

Чуть шуршали листьями                

И травкой зубки чистили               

Поочередно шлёпать ладонями по

коленям  

Резко растопыривать пальцы и прятать их в кулак

Круговые движения ладошкой по ладошке

Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов.

Замок(ср)

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали… 

И открыли!

Быстрое соединение пальцев в замок.

Тянем кисти в стороны.

Волнообразные движения.

«В замок», стучать ладонями.

Пальцы расцепить

Пекарь (ср)

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки-Ванюшке

Да баранки Танюшке       

Да бублики Гришке           

Да крендель Маришке               

«Пекут колобки»

Соединить большой и указательный пальцы (на каждой руке отдельно).

Соединить большие пальцы и указательные.

Слегка раздвинуть руки в стороны

Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны

 

                                  старшая группа

Поросята (ст)

Две свинки

В загоне у фермера жили,

И между собою две свинки дружили.

У каждой росло по четыре ребенка-

Четыре веселых смешных поросенка,

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.

А вечер настанет-и к маме бегут,

Лягут в загоне и вместе заснут

Сжать пальцы обеих рук в кулачки, большой палец поднять.

Сделать из пальчиков «плетень».

Сложить руки в замочек.

Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами.

Выполнять произвольное движение руками.

Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами.

Сделать из пальчиков «плетень».

Дружат в нашей группе (ст)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.

Зайка (ст)

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

Указательными и средними пальцами обеих рук показывать зайчиков.

Поднять вертикально вверх ладонь, пальцы расставить

Тоже левой

Как первое- «зайчики»

Мы делили апельсин (ст)

 

Мы делили апельсин

Много нас,

а он один.

Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь – кто куда!!!

Разламывают воображаемый апельсин на дольки

Показывают 10 пальцев

Показывают 1 палец

Загибают по одному пальчику на каждую строчку

Бросательные движения правой рукой
Сжимают кулаки и прижимают их к груди

«Бегут» пальцами по столу

Коза и козленок (ст)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит.

За козленком бежит волк

И зубами щелк да щелк!

Рассердилась тут коза-

Волку выколю глаза

Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные

прижать к ладони большим пальцем.

Пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз, потрясти ими.

Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук.

Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы

Попеременно стучать кулачком о кулачок

Как в начале

Кулачки (ст)

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться,

Пальчик к пальчику прижаться.

Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке.

Ритмично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя.

Ритмично прижимать одноименные пальцы.

Птички прилетели (ст)

Птички прилетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Соединить пальчики отдельных рук в «клювики».

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Соединить пальчики обеих рук в «клювики».

Вышла кошечка (ст)

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают.

Указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху (как ушки), остальные пальцы прижаты к ладони:

Левой ладонью махать у основания правой кисти.

Соединить перед собой кончики средних пальцев, ладони – перед собой, большие пальцы выпрямить.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе

Цветок (ст)

Вырос цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают корешки под землей.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их, как «бутон».

Выполнять ритмичные движения пальцами вместе – врозь.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими.

Крючочки (ст)

Это наши мальчики,

Маленькие пальчики.

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

А еще мы можем так:

Вот ладонь, а вот кулак,

Хочешь, тоже делай так –

То ладонь, а то – кулак.

Энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики».

Сцепить мизинцы обеих рук

и тянуть в разные стороны.

Движение «фонарики».

Энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук.

                    подготовительная группа

Мама (подг.)

Мама, мама!

Что? Что? Что?

Гости едут.

Ну и что?

Здрастье, здрастье!

Чмок, чмок, чмок!

Здрастье, здрастье!

Чмок, чмок, чмок!

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга.

Три раза касаются друг друга указательные пальцы.

Снова касаются друг друга мизинцы.

Соприкасаются указательные.

Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки.

Эти же пальцы «целуются» (легкое касание).

Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки.

Эти же пальцы «целуются» (легкое касание).

Замок-чудак (подг.)

На двери замок – чудак.

Не открыть его никак.

Я его и так,

Я его и сяк,

Я его туда,

Я его сюда.

Ну, никак не открывается!

Вынул связку я ключей –

Ну-ка, ключик, поскорей!

Этот ключик не подходит.

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключик – от сарая.

Вынул связку я другую –

Этот ключик не подходит.

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключик – от рояля.

Дверка, миленькая, откройся!

Входите, пожалуйста!

Пальцы сцеплены в замок.

Несколько раз эмоционально

и с ускорением выворачивать замок в разные стороны.

Выполнять потягивания, пытаясь открыть замок.

Энергично встряхивать кистью одной руки.

Поочередно, начиная с мизинца,

крутить пальцы одной руки

в кулачке другой;

Безымянный и указательный пальцы застревают в замке.

Поднять большой палец вверх.

Те же движения выполнить другой рукой.

Поднять большой палец вверх.

Развести руки в стороны.

В гости (подг.)

В гости к пальчику большому

Прибегали прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный

И последний –

сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Все пальчики – друзья.

Друг без друга нам нельзя.

Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням.

Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами.

Прижимать к ладони те пальцы,

о которых говорится.

Пошевелить мизинцами

И сжать пальцы в кулачки.

Постучать кулачком о кулачок.

Пожать ладошкой ладошку.

Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.

Гномы (подг.)

Стали гномы гостей приглашать

Стали гномы гостей угощать

Каждому гостю досталось варенье,

Пальчики склеило то угощенье.

Плотно прижались ладошка к ладошке

Гости не могут взять даже ложки!

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой руки.

«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.

Последовательно, начиная с большого пальца, соединять одноименные пальцы (подушечки) рук. Пальцы широко расставлены

Крепко прижать ладони одна к другой.

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо.

Утро настало (подг.)

Утро настало,

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все потянулись…

И проснулись!

Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками».

Четыре пальца правой руки сжать в кулак

Большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения.

Большим и указательным пальцами правой руки

щелкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца.

Щелчок в центр ладошки.

Руки поднять вверх, пальцы растопырить и быстро пошевелить ими.

Мостик (подг.)

Вот мостик горбатый.

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он

Серого братца.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались,

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.

Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний, безымянный пальцы. Указательный и мизинец выставить вперед.

Левой рукой сделать «козу».

Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую

Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз.

Паук

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой.

Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д.

Поочередно соединять

Одноименные пальцы рук.

Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.

Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание.

Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.

Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить.

Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку».

Сороконожка (подг.)

Две сороконожки бежали по дорожке,

Побежали, побежали

И друг дружечку догнали

Так друг дружечку обняли,

Что едва их не разняли

Пальцы правой руки бегут по левой руке.

Наоборот

Пальцы встречаются на груди

Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны

Расцепить пальцы

Пять поросят (подг.)

Два пухлых поросенка

Купаются в пруду,

Два ловких поросенка

Играют в чехарду.

Два сильных и высоких

Играют в баскетбол.

Два самых быстроногих

Бегут гонять в футбол.

Два маленьких, веселых

Танцуют и поют.

Потом все поросята

Обедать в дом идут.

Два пухлых поросенка

Готовят винегрет.

Два ловких и умелых

Готовят всем омлет.

Два сильных и высоких

В столовой моют пол.

Два аккуратных ставят

Еду на чистый стол.

Два маленьких, веселых

Всем песенки поют.

И снова поросята

Гурьбой гулять идут.

Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать.

Указательными пальцами обеих рук поочередно стучать пальчик о пальчик.

Два средних пальца слегка поднимать и опускать (подбрасывать мяч)

Шевелить безымянными пальцами.

Мизинчики скачут вместе или по очереди.

Пальчики шагают по коленям.

Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать.

Выполнять моталочку указательными пальцами.

Водить по столу вперед-назад

кончиками средних пальцев.

Подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленкам или по столу.

Мизинчики скачут вместе или по очереди.

Все пальчики бегут по столу.

Паучок (подг.)

Паучок, паучок

Паутину сшил.

Вдруг закапал дождик –

Паутину смыл.

Вот и солнце вышло,

Стало подсыхать.

Паучок, паучок

Трудится опять.

 

Соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки.

Ритмичные движения касаться

одноименных пальцев рук.

Поднимать вверх руки с широко

раздвинутыми пальчиками.

Соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР ПО ПРОГРАММЕ И. КАПЛУНОВОЙ и И. НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ «ЛАДУШКИ»

КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР ПО ПРОГРАММЕ И. КАПЛУНОВОЙ и И. НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ «ЛАДУШКИ»2 младшая группа....

Картотека пальчиковых игр по программе "Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, внимания,речи, памяти....