Статья "Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников".
консультация (старшая группа)

Колдина Лариса Викторовна

Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения дошкольников».

«Заставляйте ребенка любить добро ради самого добра,

а не из-за выгоды быть добрым»

В.Г.Белинский.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый». Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – поступить так в другой раз.

Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий. Например: расстроенный, взволнованный мальчик подходит к воспитателю: «Я нечаянно уронил книжку за шкаф». Педагог: «Ты молодец, что сказал об этом, иначе мы долго бы искали книжку из нашей библиотеки. Давай вместе постараемся достать ее».

Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения ребенка, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом – начинают многое делать напоказ, хотя  выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых.

Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями. Например, если ребенка постоянно хвалить за раскрашенный рисунок, за убранную постель, за убранные игрушки и т.п., то ребенок настолько может привыкнуть к похвалам, что даже замечанияв мягкой форме могут вызвать слезы. Обида может возникнуть тогда, когда не похвалили за то, что  помог малышу подняться по лестнице, поднял упавшую игрушку, т.е. сделал само разумеющееся дело. Подобные дела не должны расцениваться как что-то необыкновенное, не должны вызывать огромного восторга, что часто можно наблюдать в семье. Ребенок должен понять, что похвалу надо заслужить. Поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.

Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение должно сочетаться с требовательностью. В беседах с родителями педагог должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с всевозрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Если у взрослых сложились теплые, сердечные отношения с ребенком, то наградой может быть и улыбка, и выразительный жест, и кивок головы, и теплое слово. Вовремя подбодрить, одобрить, сказать доброе слово («Не робей, ты ведь самый смелый», «Постарался - вот и получилось», «У нас в группе все послушные, и Саша – тоже») – эффективное средство формирования положительного поведения дошкольника. Слова одобрения утверждают ребенка в правильности поведения, вселяют уверенность в свои силы.

Особенно ощутимо поощрение, основанное на методе естественных последствий: - « Молодец, что догадался помочь, мы быстро управились с делами, и теперь у нас осталось время почитать». Ребенок понимает, что заслужил награду благодаря хорошему, правильному поступку. Иногда можно за примерное поведение пообещать (обязательно  обещание выполнить!) съездить за город, в парк, сходить в кино и др.

Одним из важных средств поощрения являются подарки, однако прибегать к ним рекомендуется лишь в исключительных случаях, иначе ребенок может начать действовать из корыстных побуждений. Поощрение в виде игрушки, книжки, лакомства вполне возможно, но его нельзя превращать в подкуп: ты нас будешь слушаться, мы тебе – подарок.  Воспитатели и родители должны применять в каждом конкретном случае определенную форму поощрения.

Особенно целесообразно поощрять положительные действия детей перед обществом сверстников. Этим достигаются две цели: во-первых, придать общественную значимость хорошему поступку, во-вторых, показать пример положительного поведения ребенка для подражания остальным детям. Активный пример сверстников – один из распространенных в практике методов поощрения. Он основан на детском стремлении к подражанию и потому особенно эффективен. Пример оказывает еще большее воздействие, если сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного поведения. Это дает возможность дошкольнику на практике приобретать опыт послушания. Если слово взрослого направляет ребенка на сознательное восприятие положительного примера, побуждает его к действию, то сам пример как бы вооружает его конкретными представлениями о возможных формах поведения в определенных ситуациях: «Оля всегда делится с ребятами, поэтому и дети для нее ничего не жалеют». Ссылки на пример широко используются и педагогами и родителями. Но взрослым иногда изменяет чувство меры. Тогда пример перестает быть заманчивым для детей, а сам образец вряд ли получит пользу от повышенного к себе внимания.

Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку. Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно. Например: - «Посмотрите, какой порядок навели сегодня Алиса и Артем! Все они сделали сами, пока я готовила обед» - сказала бабушка возвратившимся с работы родителям.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать мелкие вещи, помочь маме накрыть стол для гостей, помочь папе чинить пылесос и др. Участие в делах взрослых является для ребенка большой радостью. Огромную гордость испытывает  малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…», «Мы с бабушкой напекли…»

Воспитатель может использовать и такой прием, как поручение ответственного, почетного дела: «Полина  хорошо знает, как ухаживать за растениями, поэтому ей можно доверить помогать другим ребятам, которые пока не знают, как это делать правильно. Новое поручение обязывает, создает чувство ответственности, а роль «шефа» выглядит для ребенка почетной. Этот метод особенно эффективен к тем детям, которые не желают трудиться, а родители с трудом добиваются от них послушания.

Иногда полезно поощрить ребенка «авансом»  за еще не совершенные им действия, выразив тем самым уверенность и доверие, что он не подведет старших. Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь уже идет речь не о воспитании, а о перевоспитании.  Если дошкольник не будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать так, как ему заблагорассудится. Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий и поступков.

Итак, появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в ...

Консультация для родителей: "Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения ребёнка".

Правильно применяемые поощрения закрепляют положительные способы поведения. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает хара...

Консультация «Методы воспитания культуры поведения дошкольников»

Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника....

Консультация для педагогов "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить»....

Консультация для воспитателей "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

В современном обществе очень остро стоит вопрос о правильном воспитании подрастающего поколения. А если быть более точным, то о воспитании культуры у детей как школьного, так и дошкольного возраста. Н...