«Обогащение детского игрового опыта».
методическая разработка

Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является ведущим средством в воспитании дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_detskogo_igrovogo_opyta.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обогащение детского игрового опыта».

Мосевнина Елена Валерьевна

Воспитатель

ГБДОУ №60 Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Но мы часто забываем, что именно в дошкольном детстве происходит становление будущей личности.  А ведь личность – это то, какой именно ты, это совокупность свойств, присущих конкретному человеку, составляющих его индивидуальность. Поддержка индивидуальности и инициативы детей является одним из важных условий ФГОС ДО. В связи с этим, в дошкольном учреждении образовательный процесс необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является ведущим средством в воспитании дошкольника. Ещё Сухомлинский В. А. писал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре дети получают опыт поведения со сверстниками и взрослыми, усваивают моральные нормы и правила поведения в обществе, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность, приобщаются к жизни в социуме. Особое место в жизни дошкольника занимают сюжетно-ролевые игры. В игре формируются многие положительные качества ребенка, развивается речь, познавательные способности. Именно в этих играх ребёнок воспроизводит все то, что видит вкруг себя, старается войти в мир взрослых, раскрывает свои индивидуальные способности. Наблюдая за деятельностью современных детей можно заметить, что дети стали меньше играть, игра практически уходит из мира ребёнка, а подготовка ребёнка к обучению в школе заменила игру дошкольника. Социальный мир ребёнка становится ограниченным, общение происходит с близкими взрослыми или виртуальным миром. Да и многие родители считают, что игра – это пустое время препровождение, и порой даже сами не умеют играть.

При организации сюжетно-ролевой игры я столкнулась с тем, что детям сложно играть в сюжетно-ролевые игры, так как у них небольшой или вообще отсутствует игровой опыт. У воспитанников слабые знания о деятельности людей той или иной профессии. Многие дети живут в неполных семьях и имеют скудные представления о роли мужчины в семье, о взаимодействии женщины-мамы и мужчины-папы. А ведь именно игровой опыт помогает каждому ребёнку самостоятельно выбрать роль, совершать ролевые действия, выстраивать ролевой диалог и взаимодействовать со сверстниками во время сюжетно-ролевой игры.

Исходя из этого, я поставила перед собой.

Цель: развить личность ребёнка через формирование игрового опыта к сюжетно-ролевой игре.

Были поставлены задачи:

  • Активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, согласно выбранной роли или игровому сюжету;
  • Создать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, учитывая гендерные особенности детей;
  • Разработать перспективный план работы с детьми по сюжетно–ролевой игре.

Для решения данной проблемы можно использовать методику, которая

предполагает включение в педагогическое сопровождение четырёх взаимосвязанных

направлений деятельности:

1 Обогащение жизненного опыта детей;

2 Обогащение игрового опыта детей;

3 Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр;

4 Создание развивающей предметно-игровой среды.

Опыт показывает, что реализация этих составляющих обеспечивает системную,

комплексную работу педагога по развитию сюжетной игры. В выборе тематики детских игр необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении и учитывать игровые интересы детей группы.

  • Обогащение жизненного опыта детей – это
  • наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  •  рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;
  • обследование,
  • экспериментирование с предметами;
  • просмотр видеозаписей;
  • · чтение, рассказывание, заучивание текста
  • наизусть; свободное общение, беседы;
  • прослушивание дисков, аудиозаписей;
  • · посильное участие детей в трудовых действиях взрослых;
  • · продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.
  • Обогащение игрового опыта детей – это дидактические, подвижные, игры-
  • драматизации, театрализованные (игры в театр), пальчиковые,
  • строительно- конструктивные, близкие по персонажам,
  • тематическому содержанию и др. к
  • планируемой сюжетно-ролевой игре - во II младшей – «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктор» – выполняет ребенок, а воспитатель с
  • остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли - пациенты»

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр- это игровые образовательные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1 Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей

– педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая комментируя при этом условные игровые действия.

2 Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя.

В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3 Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки –

Теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемно-игровых ситуациях, опирающихся на их практический и

игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и

включать в план новое содержание работы.

Создание развивающей предметно- игровой среды:

  • внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров

пространства;

  • изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач;

Проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию

детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора, парикмахера и др. инструмента) и т.д. обыгрывание игрового материала педагогом;

Для полноценной работы по формированию игрового опыта детей необходима полноценная игровая среда. Она должна быть оптимально насыщена, многофункциональна, трансформируема с учётом игровых действий, должен учитываться гендерный подход. В создании такой среды мне помогают предметы и атрибуты, изготовленные своими руками совместно с детьми в группе или родителями с ребёнком дома. Активно в игре используем предметы-заместители, которые мои воспитанники применяют с конца младшей группы. Один и тот же игровой предмет во время игры может быть использован в разном назначении. 

Практика показывает: большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников"

В докладе представлено обобщение опыта работы по созданию самодельных игрушек с дошкольниками...

"Музыка - как средство обогащения детской игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему: "Музыка - как средство обогащения детской игровой деятельности"...

«Организация развивающей среды для обогащения игрового опыта старших дошкольников»

«Организация развивающей среды для обогащения игрового опыта старших дошкольников» ...

Методическая разработка - "Планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе"

В планирование включены экскурсии, дидактические игры, ознакомление с художественной литературой и т.д. Удобно использовать при написании календарного планирования....

Методическая разработка - "Перспективное планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевой игры в средней группе"

В планирование входят экскурсии, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, пополнение сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами, рассматривание дидактических материалов, слушание музы...

Консультация для родителей "Обогащение игрового опыта детей"

Консультация для родителей по обогащению игрового опыта детей....

Обогащение детского игрового опыта (младший дошкольный возраст)

Младший возраст является очень важным периодом в жизни ребёнка. Именно на этой стадии взросления осуществляется переход малыша на новый уровень отношений с окружающими его сверстниками и взрослыми, а ...