Обогащение детского игрового опыта (младший дошкольный возраст)
статья (младшая группа)

Сероштанова Ксения Николаевна

Младший возраст является очень важным периодом в жизни ребёнка. Именно на этой стадии взросления осуществляется переход малыша на новый уровень отношений с окружающими его сверстниками и взрослыми, а также с предметным миром. Игра – является основным видом деятельности малыша 3-4 лет. Этот факт, позволяет осуществлять полноценное гармоничное развитие дошкольника, обогащая его детский игровой опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение детского игрового опыта (младший дошкольный возраст)

Младший возраст является очень важным периодом в жизни ребёнка. Именно на этой стадии взросления осуществляется переход малыша на новый уровень отношений с окружающими его сверстниками и взрослыми, а также с предметным миром. Игра – является основным видом деятельности малыша 3-4 лет. Этот факт, позволяет осуществлять полноценное гармоничное развитие дошкольника, обогащая его детский игровой опыт.

Современный ритм жизни оставляет достаточно мало свободного времени у родителей для совместных игр со своими детьми. Также в нынешний век развития технологий, многим родителям кажется, что освоение компьютерных игр и различных гаджетов, является для их деток достаточным, но это не так. Поэтому основная задача по формированию игрового опыта детей ложится на плечи воспитателей.

Сюжетно – ролевые игры помогают ребёнку ощутить состояние эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободных отношениях равных, также позволяют реализовать себя и дают ощущение свободы. Проблема низких результатов, которые может нести использование сюжетно-ролевых игр, лежит в достаточной формальности их планирования (тема с/р игры, атрибуты, маркеры пространства). Для решения данной проблемы можно использовать методику, которая предполагает включение в педагогическое сопровождение четырёх взаимосвязанных направлений деятельности:

1. Обогащение жизненного опыта детей;

2. Обогащение игрового опыта детей;

3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр;

4. Создание развивающей предметно-игровой среды.

Опыт показывает, что реализация этих составляющих обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетной игры. В выборе тематики детских игр необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении и учитывать игровые интересы детей группы.

Направление деятельности

Цели

Примерный перечень форм работы

Обогащение жизненного опыта детей

Дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Здесь может быть запланирована совместная деятельность педагога с детьми (в повседневной жизни и во время специально организованных занятий), тематически связанная с планируемой сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игрой.

· наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

· рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; обследование, экспериментирование с предметами; просмотр видеозаписей;

·  чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; свободное общение, беседы; прослушивание дисков, аудиозаписей;

· посильное участие детей в трудовых действиях взрослых;

· продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.

Обогащение игрового опыта детей

Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для игры и свободной деятельности детей.

· дидактические, подвижные, игры-драматизации, театрализованные (игры в театр), пальчиковые, строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и др. к планируемой сюжетно-ролевой игре

- во II младшей – «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктор» – выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли - пациенты»

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр

Способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

Игровые образовательные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1. Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей – педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.

2. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки – теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно.

Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемно-игровых ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и включать в план новое содержание работы.

Создание развивающей предметно-игровой среды

создание условий для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

· внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

· изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач;

· проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора, парикмахера и др. инструмента) и т.д.

· обыгрывание игрового материала педагогом;

Практика показывает, что комплексный подход к формированию и обогащению игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-ролевых игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы  заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших  направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является развитие речи у детей и ...

«Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста».Условия формирования личного вклада в развитие образования.Научно исследовательские услов...

Статья "Художественные тексты как средство обогащения игрового опыта детей дошкольного возраста"

Художественная лимтература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Презентация на тему: "Обогащение игрового опыта детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Цель   Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста  в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Задачи:Развивать тактильную чувствительность рук детей;Обогащат...

«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...

«Обогащение детского игрового опыта».

Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является ведущим средством в воспитании дошкольника....