Статья "Художественные тексты как средство обогащения игрового опыта детей дошкольного возраста"
статья

Лариса Сергеевна Типаева

Художественная лимтература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Типаева Л.С.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад№ 43» г. Усолье - Сибирское

Художественные тексты как средство обогащения игрового опыта детей  дошкольного возраста

Дошкольное детство – это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

 Культурные практики, представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.

 Сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Сюжет игры — это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, который строится по прихоти играющих и не имеет  результативного завершения.

Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, а также художественная литература. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в игровой деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в сюжетных играх.

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством. По словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана, художественные тексты, предоставляя собой особую систему, моделирующую реальность, обладают свойствами «сгущенной информативности», то есть содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт.

Чтение художественных текстов можно использовать, в том числе и для организации интересной игровой деятельности. Персонажи художественных произведений обычно предстают перед детьми удивительными исследователями, архитекторами, путешественниками. Поэтому события, происходящие с ними, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми.

Художественные тексты позволяют интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. При правильном их подборе, охватывают если не все, то большую часть образовательных содержаний, которые необходимо освоить детям, задают смысловой фон и стимул для развертывания игровых культурных практик. 

Вот несколько примеров:

При изучении темы во второй младшей группе: «Знакомство с профессией врача». Можно взять сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Познакомится или вспомнить содержание сказки. Объяснить детям: почему доктора назвали Айболитом. Рассмотреть какую одежду носит Айболит, когда лечит больных. Выяснить с детьми кого он лечит. Вспомнить домашних и диких животных, насекомых, птиц, познакомить с животными, обитающие в Африке. Вспомнить какой Айболит в сказке(добрый), По рассуждать что необходимо для лечения больных доктору. Подвести к тому, что доктор Айболит лечит животных, насекомых, птиц, а кто лечит людей. Для раскрытия темы можно применять любые атрибуты, макеты, иллюстрации. Далее воспитатель подводит детей к обыгрыванию сюжета.

С помощью произведения «Доктор Айболит» можно обыграть вторую  игровые ситуации, уже для старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку». Вспомнить из произведения как добирался до Африки доктор Айболит. Можно найти на глобусе Африку. Выяснить какая там погода, какие живут животные, и какие растут растения, как живут там люди, чем занимаются, какие плоды можно привести из Африки. Отправится в воображаемое путешествие, и сделать несколько остановок: в пустыне, в африканской степи, в тропическом лесу. 

Итак, к чтению тех или иных текстов можно приурочить соответствующую игровую деятельность, воспроизводящую и продолжающую поиски и исследования персонажей. При этом, при в выборе темы воспитатель опирается на текст. Книга нужна ему, чтобы помочь воспитанникам увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его.

Список используемых источников:

Гурович Л. М. Ребенок и книга // Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 1992. С.64

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста// М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С 21 – 22. 44 – 46.

Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников"

В докладе представлено обобщение опыта работы по созданию самодельных игрушек с дошкольниками...

Статья на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей»

Статья на тему:«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащениясоциального опыта детей»Подготовила: Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область...

Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников

Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников...

Статья "Художественная литература, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых"

В статье рассматривается современный подход к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых посредством художественной литературы....

Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта. Для педагогов дошкольных учреждений.»

Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта.Для педагогов дошкольных учреждений.»...

Статья "Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста"

Статья "Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста"...

Статья на тему «Обогащение игрового опыта».

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Но мы часто забываем, что именно в дошкольном детстве происходит становление будущей личности.  А ведь лич...