Статья на тему «Обогащение игрового опыта».
статья

Свешникова Екатерина Александровна

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Но мы часто забываем, что именно в дошкольном детстве происходит становление будущей личности.  А ведь личность – это то, какой именно ты, это совокупность свойств, присущих конкретному человеку, составляющих его индивидуальность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_igra.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Обогащение игрового опыта».

Подготовила:

Свешникова Екатерина Александровна.                                                                              Воспитатель ГБДОУ№60.

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Но мы часто забываем, что именно в дошкольном детстве происходит становление будущей личности.  А ведь личность – это то, какой именно ты, это совокупность свойств, присущих конкретному человеку, составляющих его индивидуальность. Поддержка индивидуальности и инициативы детей является одним из важных условий ФГОС ДО. В связи с этим, в дошкольном учреждении образовательный процесс необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является ведущим средством в воспитании дошкольника. Ещё Сухомлинский В. А. писал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре дети получают опыт поведения со сверстниками и взрослыми, усваивают моральные нормы и правила поведения в обществе, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность, приобщаются к жизни в социуме. Особое место в жизни дошкольника занимают сюжетно-ролевые игры. В игре формируются многие положительные качества ребенка, развивается речь, познавательные способности. Именно в этих играх ребёнок воспроизводит все то, что видит вкруг себя, старается войти в мир взрослых, раскрывает свои индивидуальные способности. Наблюдая за деятельностью современных детей можно заметить, что дети стали меньше играть, игра практически уходит из мира ребёнка, а подготовка ребёнка к обучению в школе заменила игру дошкольника. Социальный мир ребёнка становится ограниченным, общение происходит с близкими взрослыми или виртуальным миром. Да и многие родители считают, что игра – это пустое время препровождение, и порой даже сами не умеют играть.

При организации сюжетно-ролевой игры я столкнулась с тем, что детям сложно играть в сюжетно-ролевые игры, так как у них небольшой или вообще отсутствует игровой опыт. У воспитанников слабые знания о деятельности людей той или иной профессии. Многие дети живут в неполных семьях и имеют скудные представления о роли мужчины в семье, о взаимодействии женщины-мамы и мужчины-папы. А ведь именно игровой опыт помогает каждому ребёнку самостоятельно выбрать роль, совершать ролевые действия, выстраивать ролевой диалог и взаимодействовать со сверстниками во время сюжетно-ролевой игры.

Исходя из этого, я поставила перед собой.

Цель:

Развить личность ребёнка через формирование игрового опыта к сюжетно-ролевой игре.

Были поставлены задачи:

  • Активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, согласно выбранной роли или игровому сюжету;
  • Создать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, учитывая гендерные особенности детей;
  • Разработать перспективный план работы с детьми по сюжетно–ролевой игре.

Для решения данной проблемы можно использовать методику, которая

предполагает включение в педагогическое сопровождение четырёх взаимосвязанных

направлений деятельности:

1 Обогащение жизненного опыта детей;

2 Обогащение игрового опыта детей;

3 Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр;

4 Создание развивающей предметно-игровой среды.

Опыт показывает, что реализация этих составляющих обеспечивает системную,

комплексную работу педагога по развитию сюжетной игры. В выборе тематики детских игр необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении и учитывать игровые интересы детей группы.

  • Обогащение жизненного опыта детей – это
  • наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  •  рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;
  • обследование,
  • экспериментирование с предметами;
  • просмотр видеозаписей;
  • · чтение, рассказывание, заучивание текста
  • наизусть; свободное общение, беседы;
  • прослушивание дисков, аудиозаписей;
  • · посильное участие детей в трудовых действиях взрослых;
  • · продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.

  • Обогащение игрового опыта детей – это дидактические, подвижные, игры-
  • драматизации, театрализованные (игры в театр), пальчиковые,
  • строительно- конструктивные, близкие по персонажам,
  • тематическому содержанию и др. к
  • планируемой сюжетно-ролевой игре - во II младшей – «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктор» – выполняет ребенок, а воспитатель с
  • остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли - пациенты»

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр- это

Игровые образовательные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1 Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей

– педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая комментируя при этом условные игровые действия.

2 Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя.

В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3 Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки –

Теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемно-игровых ситуациях, опирающихся на их практический и

игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и

включать в план новое содержание работы.

Создание развивающей предметно- игровой среды:

внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров

пространства;

· изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач;

Проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию

детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу,

потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми

предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора,

парикмахера и др. инструмента) и т.д. обыгрывание игрового материала педагогом;

Для полноценной работы по формированию игрового опыта детей необходима полноценная игровая среда. Она должна быть оптимально насыщена, многофункциональна, трансформируема с учётом игровых действий, должен учитываться гендерный подход. В создании такой среды мне помогают предметы и атрибуты, изготовленные своими руками совместно с детьми в группе или родителями с ребёнком дома. Активно в игре используем предметы-заместители, которые мои воспитанники применяют с конца младшей группы. Один и тот же игровой предмет во время игры может быть использован в разном назначении. 

Практика показывает: большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников"

В докладе представлено обобщение опыта работы по созданию самодельных игрушек с дошкольниками...

«Организация развивающей среды для обогащения игрового опыта старших дошкольников»

«Организация развивающей среды для обогащения игрового опыта старших дошкольников» ...

Педсовет на тему "Обогащение двигательного опыта ребенка посредством создания физкультурно-игровой предметной среды "

Цель:- систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности дошкольников в различные режимные моменты, эффекктивности используемых форм и методов организации двигательной активности ...

Статья "Художественные тексты как средство обогащения игрового опыта детей дошкольного возраста"

Художественная лимтература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Конспект на тему «Развитие и обогащение игрового опыта через театрализованную деятельность» в младшей группе .

Конспект на тему «Развитие и обогащение игрового опыта через театрализованную деятельность» в младшей группе .Выполнила :          воспитатель    ...

Презентация на тему: "Обогащение игрового опыта детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Цель   Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста  в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Задачи:Развивать тактильную чувствительность рук детей;Обогащат...

Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта. Для педагогов дошкольных учреждений.»

Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта.Для педагогов дошкольных учреждений.»...