Статья "Художественная литература, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых"
статья

Слинко Юлия Викторовна

В статье рассматривается современный подход к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых посредством художественной литературы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozhestvennaya_literatura.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература,  как средство ознакомления

детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых

Слинко Ю.В. воспитатель,

МБОУ «Калачевская СОШ», дошкольное отделение,

п. Калачево, Прокопьевский  р.

Важнейшей стороной образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является трудовое воспитание. Социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, делают проблему трудового воспитания особенно актуальной. Уже в дошкольном возрасте дети должны понимать, что именно в трудовой деятельности человек реализует себя как личность, именно благодаря труду он создает благополучие себе и своей семье. Необходимо формировать у детей представление о труде как значимой, уважаемой в обществе деятельности, приносящей не только благосостояние, но и чувство гордости, удовлетворения, воспитывать уважение к труду взрослых.

Художественное слово, обращенное к ребенку, вызывает у него представления о живой реальности, помогает ему познавать жизнь, ориентироваться в доступных его пониманию явлениях действительности, приобрести новые знания об окружающем мире, формирует его отношение к окружающему. Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души детей, что делает ее эффективным средством ознакомления детей с трудом взрослых.

На сегодняшний день, на мой взгляд, методика организации работы с художественной литературой, как средством ознакомления дошкольников с трудом взрослых разработана неполно. Это обусловлено многими причинами, но главная – это недостаточная направленность работы педагогов по данному виду деятельности, что и определяет актуальность этой проблемы. Поэтому одной из целей моей педагогической деятельности является работа с детьми по ознакомлению с трудом взрослых посредством художественной литературы. Данная цель будет достигаться через ряд задач: развить у детей представления о труде взрослых, интерес к их трудовой деятельности; развить желание быть похожими на героев произведений; сформировать у детей интерес к чтению, умение и привычку слушать, стремление узнать новое; совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы; воспитать культуру слушания.

Для достижения поставленной цели в нашем образовательном учреждении созданы все необходимые условия. Подобрана библиотека и составлена картотека необходимых произведений, как классической литературы, так и современной, отечественных писателей и зарубежных авторов; проза, поэзия, малые фольклорные формы.

Произведения художественной литературы используются как в организованной образовательной деятельности (восприятие художественной литературы), так и во время экскурсий, бесед, в различных режимных моментах. При организации работы с художественной литературой по ознакомления детей с трудом взрослых используются чтение и рассказывание, заучивание стихотворений, обсуждение, игровые методы, беседы о прочитанном, дидактические и сюжетно - ролевые игры, литературные викторины, проблемные ситуации, работа с иллюстрациями, интерактивные игры, итоговые мероприятия – праздники, тематические дни, театрализованные представления.

Составленный перспективный план работы позволяет максимально эффективно  использовать художественную литературу в образовательном процессе.

Разработанная картотека дидактических игр, упражнений, приемов («Что для чего нужно?», «Логические цепочки», «Кто больше?» «Угадай профессию», «Дерево профессий», загадки - обманки), а так же, грамотно подобранная галерея иллюстраций и репродукций, способствует повышению интереса детей к труду взрослых  и возрастанию уровня сформированности представлений о труде взрослых.

Игровые упражнения, используемые в работе подводят детей к театрализованным играм, которые являются наиболее глубокой формой работы над художественным произведением.

Особую роль в ознакомлении детей с трудом взрослых посредством художественной литературы принадлежит созданию развивающей предметно- пространственной среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. В группе имеются книжные уголки, которые включают в себя специально оборудованное место для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); разные типы книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки – панорамы).  Организуются выставки книг о труде взрослых.

Сама работа по ознакомлению с трудом взрослых посредством художественной литературы начинается с чтения книги. Для того, чтобы произведение художественной литературы наиболее эффективно воздействовала на детскую душу, необходимо правильно преподносить его детям.

        В связи с этим приобретает важное значение качественное исполнение педагогом литературного произведения, чтобы не только донести до детей  его содержание, но и возбудить интерес, вызвать у детей эмоциональное отношение к изображенным в нем событиям и героям.

        Подготовка воспитателя к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей, ищет средства, как облегчить им восприятие текста. При подготовке к чтению воспитатель продумывает, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой темп придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героев и передать это детям.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьями воспитанников. С этой целью проводятся беседы, консультации, мастер - классы. Организуются встречи родителей с детьми, на которых родители рассказывают о своейпрофессии, отвечают на вопросы детей.  Для родителей оформлены памятки и буклеты с информацией: «Для чего и как читать книгу?», «Чей труд важнее?», «Ознакомление с трудом взрослых - дома». В уголке для родителей размещена постоянно действующая рубрика «Что мы читаем сегодня!», в которой предлагаются различные формы проведения совместных чтений с детьми в домашних условиях.

 Родители и дети с удовольствием пополняют библиотеку необходимыми книгами, что способствует повышению интереса детей к чтению и труду взрослых.

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками повышает уровень сформированности представлений о труде взрослых, поддерживает интерес к художественной литературе и способствует всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых».

Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, ка...

Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

«Ознакомление детей  дошкольного    возраста с трудом взрослых»...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности...

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых"

Можно использовать как часть родительского собрания...

«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...