первые посещения музеев
консультация (средняя группа)

Калинина Екатерина Александровна

рекомендации по семейным досуговым выходам в музей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Международный день музеев отмечается ежегодно 18 мая.

Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.

Дети любят все новое и неизведанное, а музей - это всегда что-то новое, поэтому первое время ребенку будет интересно где угодно, но, если музей выбран без учета его интересов, то уже через 10 минут хождения между экспонатами он заскучает, поэтому при выборе музея всегда руководствуйтесь интересами ребенка. Если он любит динозавров, то он с удовольствием будет рассматривать их кости в палеонтологическом музее, если он интересуется техникой, то музей автомобилей скорее всего придется ему по вкусу.

Детям всегда хочется все потрогать, погладить, понюхать, покрутить в руках. Зная эту особенность детей в настоящее время большинство музеев с детскими экспозициями - интерактивные. Это пространство, в котором можно трогать экспонаты, проводить с ними опыты, использовать как орудия труда. Перед посещением желаемого музея ознакомьтесь с правилами поведения в нем и отдавайте предпочтение интерактивным, там дошкольникам будет на много интереснее.

В плане восприятия художественных образов картин установлено, что в возрасте 5-7 лет дети уже отзывчивы: картины они будут сравнивать с теми сценами, которые чаще всего видели в жизни, дома или в детском саду. Ребята воспринимают произведения искусства не только глазами: им хочется выразить своё впечатление активной жестикуляцией, изобразив её в движении. Если спросить ребёнка, почему нарисованный герой выглядит таким печальным или, напротив, счастливым, он мгновенно придумает историю этого персонажа. Взрослому остаётся поддерживать живой интерес ребёнка простыми вопросами и добавлениями (Что ты чувствуешь? О чём ты думаешь? А тебе не кажется…).

Дошкольников и первоклассников привлекают:

- Яркие и контрастные цвета, как правило красные оттенки.

- Картины, как «настоящие». Иллюзорная трёхмерность изображения.

- Простые композиции и мелкие детали.

- Образы людей, животных, природы. Кстати, считается, что детей могут заинтересовать работы импрессионистов.

- Изображения людей в движении и в определённых позах, а также передача эмоций.

Одним из самых важных этапов подготовки к посещению музейного пространства является обсуждение с ребенком похода в музей. Вот ряд рекомендаций по предварительным действиям к задуманному мероприятию:

·         рассказать ребенку, для чего придумали музеи и зачем туда ходят, чтобы заранее подготовить его. Например, если запланирован поход на выставку живописи, можно дома показать ему репродукции картин, объяснить разницу между копией и подлинником. Не беда, если в доме нет художественный альбомов: например, совершить предварительный тур по Музею имени Пушкина можно и виртуально. Большинству детей интереснее рассматривать картины, если на них изображены знакомые им предметы;

·     заранее продумать свой маршрут по музею, рассчитанный на 30-40 минут, но не более;

· дать ребенку освоиться в музее: подать кассиру билеты, осмотреть интерьер, потрогать предметы (если это разрешено правилами музея);

·       наблюдать, что ребенка интересует, и поддерживать его интерес. Дети – разные, и при первом посещении музея кого-то из них мраморная лестница или лепнина на потолке может впечатлить сильнее полотен гениального художника;

· «разговорить» ребенка, спросить, что ему нравится и почему, и ненавязчиво рассказать ему об экспонате;

· не заставлять ребенка продолжать осмотр, если он устал или капризничает;

· купить ему что-нибудь на память о музее: например, открытку с понравившейся ему репродукцией картины. 

Кроме рассматривания и изучения экспозиций, можно придумать массу игр в зависимости от цели:

- Изучаем форму: «Давай найдем в этой комнате все круглое/квадратное/овальное».

- Изучаем цвет: «Давай посчитаем все желтые/красные/синие предметы в этой комнате».

- Изучаем размер: «Давай посмотрим, какая фигура/картина больше».

Дети очень любят играть в игры и обязательно заинтересуются вашим предложением.

Со старшими дошкольниками тоже можно играть в игры. Можно искать знакомые предметы и обсуждать формы, а можно придумать игру «Эта работа самая…» и предложить ребенку придумывать какая эта работа (грустная, добрая, позитивная, бледная, яркая и т.д.). Эта игра развивает воображение и расширяет словарный запас ребенка, при условии, что иногда вы будете ему помогать.

По возможности после посещения музея купите сувенир на память. Это даст возможность ребенку сохранить положительные воспоминания от посещения музея и обращаться к ним при необходимости. Поделиться с друзьями и родственниками впечатлениями, показывая сувенир.

Так же после посещения музея желательно дома еще раз обсудить, что вы там видели, что больше всего понравилось, что меньше всего, можно нарисовать или слепить что-то, вдохновившись вашим походом.

Взрослый должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры.

 Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Взрослым отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

Собрав воедино все вышесказанное можно смело сказать, что музеи - одно из лучших мест, где семья обретает общие знания, делится друг с другом своими эмоциями и культурно развивается. Походы в музеи дарят положительные эмоции, что является профилактикой родительского эмоционального выгорания, так же эти походы повышают уровень доверия в семье, т.к. все члены семьи друг с другом своими впечатлениями и положительными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети в музее"- презентация "Посещение музея кочевой культуры"

Фотоотчет о посещении "Музея кочевой культуры" в Москве...

«Развитие у дошкольников интереса к посещению музея»

В современных условиях, посвященных проблеме использования музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной их приоритетных задач является развитие интереса к культуре и...

Посещение Музея космонавтики и авиации.

К 50-ой годовщине полета В. Терешковой в космос ....

Посещение музеев родителей с детьми. Рекомендации родителям.

                             Приоткроем ребенку дверь в мир прекрасного....

МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ ВАШ ПОДВИГ!( статья о посещении музея)

В нашем детском саду ведётся активная работа по патриотическому воспитанию.Патриотическое воспитание детей  дошкольного возраста ─ это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личн...

«Экскурсия в музей боевой славы» конспект занятия. Фотоотчет посещения музея.

Данное занятие поможет педагогам расширить представление детей о защитниках страны в годы войны. Познакомит с мужеством и героизмом  наших бойцов. Вызовет чувство гордости за Российскую армию....

Идеи для занятий с детьми после посещения музея. Создание макета музея с экспонатами.

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и друго...