«Развитие у дошкольников интереса к посещению музея»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Курникова Марина Борисовна

В современных условиях, посвященных проблеме использования музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной их приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представления искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_muzey.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях, посвященных проблеме использования музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной их приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представления искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.

Для дошкольников характерен малый опыт посещения музеев, начальный уровень развития художественно-эстетического восприятия, наличие фрагментарных, конкретных, часто ситуативных представлений об объектах окружающего мира относительно невысокий уровень развития логических операций, эстетических и нравственных суждений. Это определяет необходимость активизации, прежде всего, интереса к восприятию и познанию предметов в условиях музея; интереса, в котором тесно взаимосвязаны познавательные (желание узнавать новое об объектах, умение ставить вопросы и проявлять активность в получении ответов на них) и эмоционально-эстетические проявления (любование красотой, отклик на прекрасное, гармонию и желание создавать прекрасное).

Как правило, дети обращают внимание на яркие, броские музейные предметы, чем-либо отличающиеся от остальных, представленных в залах (очень большие, маленькие, яркие, похожие на что-либо ранее виденное), близкие детскому опыту («есть такие же дома», «рассматривали в книжке»), либо не главные, с точки зрения взрослого, детали.

Вместе с тем для большинства старших дошкольников характерно;

  1. эмоционально положительное ожидание экскурсии, желание посещать музеи, о которых они услышали от других детей и из средств массовой информации;
  2. проявление увлеченности, эмоциональности в процессе экскурсии (сопереживание героям произведения, имитация эмоций, хлопанье в ладоши от восхищения, демонстрация кулака «врагу» при рассматривании батальной сцены), а также при последующем отражении впечатлений в рисунках, играх; выразительность речи, мимики, движения при проявлении интереса, сосредоточенность, повышение внимания при ознакомлении с понравившейся экспозицией (пристальное рассматривание предмета, приближение к нему, понижение голоса до шепота, имитация предметных действий: нюхание нарисованных цветов, барахтанье в изображенных на полотне волнах);
  3. вопросы о музее (его видах, функциях, музеях города), адресованные воспитателям и родителям; стремление узнать нечто новое о музее, представленных в нем предметах («А как попадают предметы в музей? Я тоже могу принести что-нибудь? В других музеях есть такие же троны? А как художник нарисовал картины? Там же высоко? Он по лестнице взбирался или на полу раскладывал?»);
  4. предпочтения и желание посещать музеи, выставки определенной направленности (музеи, экспозиции: кукол, животных, оружия и т.п.);
  5. попытки сравнить окружающие предметы с музейными ценностями, стремление заняться коллекционированием (предложения детей собирать красивые игрушки, подарки, фигурки животных, военные атрибуты, модели машин, заколки для волос после посещения интересных выставок);
  6. отображение впечатлений об экскурсии в рисунках, рассказах, сюжетно-ролевых играх, проявление инициативы, творчества (например, предложение детей открыть музей музыки и танцев, в котором будут звучать любимые песенки и мелодии и всегда танцевать танцоры», изготовление по собственной инициативе ярко украшенных рамок для детских рисунков).

Старшие дошкольники демонстрируют более высокие показатели эмоциональных проявлений интереса. Для них характерна яркая эмоциональная реакция на интересную информацию, необычные эстетические свойства предметов, позитивный настрой на предстоящее посещение музея. В то же время, при некотором уровне развития художественно-эстетического восприятия, значительная часть дошкольников пассивна в процессе экскурсии, не  проявляется инициативы, не стремиться (и не умеет!) задавать познавательные вопросы (о музее, музейном предмете), в большей степени ожидает руководства и помощи взрослого; и в целом их интерес можно охарактеризовать как ситуативный и поверхностный.

Как сделать, чтобы современные дошкольники с интересом шли в музей, чтобы начальный опыт посещения музея не был ограничен запоминанием запретов и правил поведения в музейных залах? Как запустить механизм стремления получать эстетическую и познавательную информацию в процессе посещения музея?

Первое посещение дошкольниками музея, как правило, сопровождается предварительной беседой, способствующей уточнению систематизации представлений о его назначении, правил поведения (или постановке познавательных вопросов), формирования интереса и чувства ожидания встречи с ним. Для активизации детского любопытства, снижения тревожности перед малознакомым местом уместны:

  1. эмоциональный, яркий, насыщенный примерами рассказ педагога, родителей из собственного опыта посещения музеев в детстве;
  2. обсуждение детьми тематики экскурсии, представление информации о музее, его истории, коллекции, назначении (без излишних перегружающих деталей);
  3. рассматривание фотографий, проспектов о музее, выставки, книг с подборкой изображения предметов, аналогичных коллекций музея;

-        проведение предварительной работы по рассматриванию репродукций некоторых произведений, предметов, представленных в коллекции музея;

-        определение расположения музея на карте города, продумывание совместно с  детьми маршрута движения (как, на каком транспорте, как долго добираться до места назначения, что интересного можно увидеть по пути); с уточнением того, что хотели бы увидеть, узнать дети в музее, и корректировкой неоправданных ожиданий (например, дети предполагали собрать букет в ботаническом саду, были уверены, что в художественном музее «живут художники»);

- совместное с детьми обсуждение правил поведения с пояснением и демонстраций необходимости их соблюдения.

На современном этапе музеи активно разрабатывают различные формы работы с дошкольниками и их родителями.

Северодвинский городской краеведческий музей предлагает ориентированные на определенный возраст детей циклы экскурсий, игровые занятия, мастер-классы (см. прайс-лист).

При самостоятельном выборе тематики экскурсий необходимо руководствоваться возрастом, интересами, запросами, индивидуальными особенностями дошкольников, их подготовленностью к посещению музея.

Для активизации выражения впечатления от посещения музея, увиденных предметов, можно предложить детям сочинить рассказ-письмо бабушке, сказочную историю, заполнить «Книгу отзывов музея» нарисовать понравившиеся экспонаты. При этом не следует стремиться к сходству с оригиналом, важно выразить испытанные эмоции, чувства.

Развитию интереса к посещению музея способствует организация детского коллекционирования (открытки, фото, этикетки, значки и др.).

Задача развития у дошкольников интереса к посещению музея не должна быть обособлена от основных образовательных задач художественно-эстетического и познавательного развития.

Желательно, чтобы само по себе посещение музея было ярким и ожидаемым событием, полезным и интересным как для ребенка, так и для его родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность посещения музеев дошкольниками

В данной статье рассказывается о важности раннего приобщения детей к посещению музеев всей семьей....

Патриотическое воспитание дошкольников через посещение музеев города

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому...

Отчет о посещении музея с дошкольниками.

12 октября 2021 года мы с детьми старшей группы «Ягодка» посетили краеведческий музей нашего города. Цель данной экскурсии - формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств,...

Консультация для родителей «Семейный выходной-посещение музеев с детьми дошкольниками.»

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что я...

Статья «Приобщаем дошкольников к посещению музеев и выставок»

Материал рекомендован для родителей и воспитателей. Музеи - замечательные помощники для тех родителей, которые хотят развить в своем ребенке заложенное природой:  интерес ко всему окружающему мир...

Идеи для занятий с детьми после посещения музея. Создание макета музея с экспонатами.

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и друго...

Консультация для родителей "Важность посещения музеев дошкольниками"

Музей для взрослого-это место, где хранится бесценное культурное наследие, а для ребенка это, прежде всего мир неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взро...