Консультация по теме: «Мнемотаблицы – как средство развития монологической речи у детей».
консультация (средняя группа)

 

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. Ребенок должен научиться рассказывать, уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи. Связная речь сама по себе не может быть сформирована, она требует систематической и четкой работы.  У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых. Однако, многие дети не могут справиться с пересказом простой сказки или короткого рассказа. Для их рассказа характерно употребление подлежащего дважды, увеличение количества местоимений, служебных слов, дети допускают многочисленные повторы и не используют авторских оборотов.

Чтобы облегчить, ускорить и сделать процесс формирования связной речи более привлекательным для ребенка, необходимо использовать различные творческие методы. Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющих быстро запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, текст, которая обеспечит усвоение детьми знаний и развитие речи.Особенность мнемотехники в том, что для запоминания предлагаются не изображения предметов, а модели и символы, позволяющие ребенку лучше запомнить слова и облегчить их поиск. Например, для обозначения диких животных используется елка, а для изображения домашних – дом. Символы могут быть разнообразного характера: геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы и др.

Вся работа строится от простого к сложному. Сначала детям предлагаются мнемоквадраты, затем постепенно следует переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Мнемотаблицы могут содержать графическое изображение персонажей рассказа, сказки, их действий, явлений природы. С помощью мнемотаблиц можно последовательно передать смысл сюжета рассказа, установить логические связи между запоминаемым материалом и чем – либо уже хорошо известным. На каждое слово или словосочетание придумывается изображение (картинка), что позволяет зарисовать схематично  весь текст. Главное – нарисованное должно быть понятно детям. Для младшего возраста модели, символы и таблицы должны быть цветными, а более старшим детям (5-7лет) следует предлагать схемы в одном цвете. Вам не потребуются художественные способности, а со временем простые рисунки – схемы можно и нужно составлять вместе с детьми. Число квадратов в схеме не должно превышать девяти и не следует использовать больше двух схем в день.

Сначала  вместе с ребенком рассмотрите и разберите все изображенное в мнемотаблице, затем преобразуйте абстрактные символы в образы, т.е, что обозначает тот или иной символ, а затем переходите непосредственно к рассказу или пересказу с опорой на таблицу.

Мнемотехника с успехом используется и при разучивании стихотворения.  На каждое слово или словосочетание так же придумывается картинка (пиктограмма – графический опорный рисунок, иллюстрация), таким образом,  все стихотворение схематично зарисовывается. Затем ребенок по памяти, используя графическое изображение,  воспроизводит стихотворение целиком.

Например, мнемотаблица для заучивании стихотворения о зиме:

 

 

Использование  схем и пиктограмм для обучения заучиванию стихотворения превращает занятие в увлекательную игру, которая радует детей. Дети запоминают текст еще в процессе кодировки, а пиктограммы некоторых слов при  использовании   в других стихотворениях способствуют более быстрому  запоминанию новых стихов. Постепенно память дошкольников укрепляется, тексты запоминаются быстрее и легче.

С помощью мнемотехники можно обогатить словарь ребенка, развить грамматически правильную речь, улучшить мышление, внимание, память, развить мелкую моторику и укрепить у ребенка уверенность в своих силах.

Дорогие родители! Ваша заинтересованность, внимание и фантазия сделают занятия с ребёнком более увлекательными и результативными, ведь процесс овладения связной речью продолжится и в школьные годы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2024.docx52.15 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. Ребенок должен научиться рассказывать, уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи. Связная речь сама по себе не может быть сформирована, она требует систематической и четкой работы. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых. Однако, многие дети не могут справиться с пересказом простой сказки или короткого рассказа. Для их рассказа характерно употребление подлежащего дважды, увеличение количества местоимений, служебных слов, дети допускают многочисленные повторы и не используют авторских оборотов.

Чтобы облегчить, ускорить и сделать процесс формирования связной речи более привлекательным для ребенка, необходимо использовать различные творческие методы. Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющих быстро запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, текст, которая обеспечит усвоение детьми знаний и развитие речи.Особенность мнемотехники в том, что для запоминания предлагаются не изображения предметов, а модели и символы, позволяющие ребенку лучше запомнить слова и облегчить их поиск. Например, для обозначения диких животных используется елка, а для изображения домашних – дом. Символы могут быть разнообразного характера: геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы и др.

Вся работа строится от простого к сложному. Сначала детям предлагаются мнемоквадраты, затем постепенно следует переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Мнемотаблицы могут содержать графическое изображение персонажей рассказа, сказки, их действий, явлений природы. С помощью мнемотаблиц можно последовательно передать смысл сюжета рассказа, установить логические связи между запоминаемым материалом и чем – либо уже хорошо известным. На каждое слово или словосочетание придумывается изображение (картинка), что позволяет зарисовать схематично весь текст. Главное – нарисованное должно быть понятно детям. Для младшего возраста модели, символы и таблицы должны быть цветными, а более старшим детям (5-7лет) следует предлагать схемы в одном цвете. Вам не потребуются художественные способности, а со временем простые рисунки – схемы можно и нужно составлять вместе с детьми. Число квадратов в схеме не должно превышать девяти и не следует использовать больше двух схем в день.

Сначала вместе с ребенком рассмотрите и разберите все изображенное в мнемотаблице, затем преобразуйте абстрактные символы в образы, т.е, что обозначает тот или иной символ, а затем переходите непосредственно к рассказу или пересказу с опорой на таблицу.

Мнемотехника с успехом используется и при разучивании стихотворения. На каждое слово или словосочетание так же придумывается картинка (пиктограмма – графический опорный рисунок, иллюстрация), таким образом, все стихотворение схематично зарисовывается. Затем ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Например, мнемотаблица для заучивании стихотворения о зиме:

Использование схем и пиктограмм для обучения заучиванию стихотворения превращает занятие в увлекательную игру, которая радует детей. Дети запоминают текст еще в процессе кодировки, а пиктограммы некоторых слов при использовании в других стихотворениях способствуют более быстрому запоминанию новых стихов. Постепенно память дошкольников укрепляется, тексты запоминаются быстрее и легче.

С помощью мнемотехники можно обогатить словарь ребенка, развить грамматически правильную речь, улучшить мышление, внимание, память, развить мелкую моторику и укрепить у ребенка уверенность в своих силах.

Дорогие родители! Ваша заинтересованность, внимание и фантазия сделают занятия с ребёнком более увлекательными и результативными, ведь процесс овладения связной речью продолжится и в школьные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Использование мнемотаблиц, как средства развития монологической речи

Мнемотаблицы (опорные схемы) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают сло...

Консультация на тему: «Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как средство развития связной речи для детей."

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познани...

Консультация для педагогов "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»....

Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...