Использование мнемотаблиц, как средства развития монологической речи
материал

Ковалева Екатерина Николаевна

Мнемотаблицы (опорные схемы) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_vystuplenie_na_pedsovete_19-20.docx288.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

 «Использование мнемотаблиц  по русским народным сказкам, как средство развития монологической речи»

        

        

                                                «Сказки могут помочь воспитать ум,

                                                дать ключи для того,

                                                чтобы войти в действительность новыми путями,
                                               могут помочь ребёнку узнать мир
                                               и одарить его воображение».        Дж. Родари.

     Вам всем хорошо известно, уважаемые коллеги, что ребенок уже с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания. Мы также знаем с вами, что речь зарождается, развивается и совершенствуется в общении, а значит, первоначально преобладает диалогическая форма связных высказываний. Но постепенно в недрах диалога формируется и интенсивно развивается монологическая форма речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа.

Монолог требует лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи.

    В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, которая в свою очередь является мостиком от наглядного к словесному, что необходимо при развитии связной речи детей.  К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

В современной научной литературе формирование речи рассматривается как    целенаправленная педагогическая деятельность, одной из основных задач которой является – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Основными методами в процессе обучения детей монологической речи являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них занимательным, интересным, развивающим.

И в этом нам помогут русские народные сказки, имеющие развивающие и воспитывающие возможности, которые учат добру, вводят детей в круг необыкновенных событий и превращений, выражают глубокие моральные идеи. Некоторые сказки велики по объему и, запомнить их нелегко. Но тут, в процессе непосредственно образовательной деятельности детей  дошкольного возраста поможет один из самых действенных приемов – алгоритм по русским народным сказкам.

Что такое алгоритм?  Это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

Алгоритм сказки может быть представлен в форме картинно-графического плана, то есть мнемотаблиц, коллажей, а также с помощью заместителей, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность использования алгоритмов пересказа в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, и использование наглядного моделирования вызывает интерес;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
  • в-четвертых, наличие зрительного образа делает рассказы четкими, связными и последовательными.

    Алгоритмы (опорные схемы) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

 Они служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лисичка - рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.

 А для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

       Работа на занятиях по алгоритмам сказок состоит из трёх этапов: 

Этап 1.Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

Этап 2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: 

                                                                       

    Домик              Хвост пушистый у лисы                    Волк-зубами щёлк

Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

        При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы:

 - Какая сказка спряталась» в таблице?

 - Про кого эта сказка? 

Что является опорным в алгоритме - это изображение главных героев сказки, через которых идёт понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

 Что можно изображать в алгоритме - схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным отобразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И главное, чтобы была видна последовательность сказки.  

Как работать с текстом по алгоритму сказки?

     Рассмотрим на примере знакомства в средней группе  с р.н. сказкой «У страха глаза велики»:

  • детям рассказывается сказка с показом иллюстраций;
  • предлагается представленный ниже алгоритм пересказа сказки;

  • проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается ход событий по заранее приготовленной модели к данному произведению;  
  • снова рассказывается сказка, сопровождающаяся показом

     последовательности действия на алгоритме;

  • рассказывают дети, опираясь на предложенную символическую модель.

(Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, сунула в него голову, молоко вылакала, пора бы домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: Ну, кувшин, пошутил, да будет, отпусти же меня, кувшинушка! Полно тебе голубчик, баловать – поиграл, да и будет». Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый! Не отстанешь, так я тебя утоплю». Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин – то утонул, да лису с собой потянул.)

В более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы детям даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и выбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. алгоритм пересказа придумывается и рисуется вместе, сообща.

     После занятий с использованием алгоритмов пересказа сказок, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

    Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы, для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек, важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

    Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

  • для младших дошкольников –таблицы на 4 клетки (2на2), на 9 клеток (3на3);
  • для среднего возраста-таблицы на 9 клеток, на 16 клеток (4на4);
  • для старшего возраста- таблицы на 16 клеток, на 25 клеток (5на5).

     Использование алгоритмов пересказа сказок (опорных схем) приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

    Используя в своей работе алгоритмы пересказа по р.н. сказкам, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

     Таким образом, анализируя новый материал и графически его обозначая, дети (под руководством взрослых) учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, устанавливают последовательность и взаимосвязь основных смысловых звеньев рассказа, сказки.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и в частности алгоритм пересказа р.н. сказок является эффективным средством для формирования монологической и связной речи в целом и доступным способом познания окружающей действительности. Чем раньше мы взрослые начнем обучать дошкольников с помощью метода моделирования, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей.

    Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Но главным в работе с детьми дошкольного возраста есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  

    помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

    недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим  

    речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П.  Дощкольное воспитание 2004г.

    № 6, с.6

4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми

    [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя

    дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной

    речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов

    [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

«Русские народные сказки как средство развития монологической речи детей 5-7 лет»

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

Использование на занятиях алгоритмов по русским народным сказкам как средство развития монологической речи детей 5-7 лет.

Представлен опыт работы с детьми  старшего дошкольного возраста на занятиях по русским народным сказкам. Раскрывается актуальность темы, виды и формы алгоритмов....

Консультация по теме: «Мнемотаблицы – как средство развития монологической речи у детей».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятн...