Консультация для родителей на тему: " Воспитание самостоятельности у детей"
консультация (средняя группа)

Надежда Дмитриевна и Наталья Петровна

Воспитание самостоятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti_u_detey.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Задачи, которые стоят перед взрослыми:

- Сформировать новые умения, знания, навыки и закрепить уже имеющиеся.

-Воспитывать уважение к труду

- Умение своими силами достигать результаты, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то много можно сделать самому.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не справиться выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать«Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, в умении одеваться, раздеваться и т. п.

Виды самообслуживания :

Умывание.

Одевание.

Прием пищи и поведения за столом.

Игры и уход за игрушками.

Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.

Умывание

Рассмотрим алгоритм умывания:

Закатать рукава

Открыть кран.

Намочить руки

Взять мыло.

Намылить руки

Смыть мыло

Закрыть кран

Взять полотенце

Вытереть руки

Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:

- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и взрослому;

- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;

- не перчатки, а варежки;

- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;

-одежда должна соответствовать размеру ребенка.

Учить детей не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

Прием пищи и поведение за столом

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

Важно обращать внимание на правильную посадку ребенка за столом.

Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и своим примером, направляющим внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом.

Надо приучать детей :

1. перед едой тщательно мыть руки;

2. жевать пищу с закрытым ртом;

3. есть только за столом;

4. правильно пользоваться ложкой, вилкой,

5. вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;

6. окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

Игры и уход за игрушками

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, т. к. они развивают у малыша способность к волевому усилию, которое в будущем является необходимым условием трудового воспитания.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, больше опирайтесь на поощрение и похвалу.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?

За старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из...

Консультация для родителей на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителейна тему«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Автор-составитель: Анникова Е.Н., воспитатель МБОУ «СОШ» №1г.Ки...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей 2-3 лет».

Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей 2-3 лет»....

Консультация для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель:Информирование родителей о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;Задачи:- Заинтересовать проблемой;- Приобщить ребенка к сам...

Консультация для родителей на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. ...

Консультация для родителей на тему: "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему: "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста".Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни, восп...

Консультация для родителей на тему-"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему-"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"....