Родительское собрание "Формирование образных языковых средств у дошкольников"
консультация

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – “сорняков”. Почему? Попробуем разобраться на встрече с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3_rod_sobranie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Родительское собрание
Тема: Формирование образных языковых средств у дошкольников

Составила и провела:

Учитель – логопед

Иоша Л.В.

2023 г.


Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – “сорняков”. Почему?

Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах.

Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания.

Формирование речевых функций у детей является важным условием их подготовки к обучению в школе, и социальной адаптации.

Для работы с детьми актуальны:

  • сравнения
  • олицетворения
  • синонимы
  • антонимы
  • фразеологические обороты

  1. Первый троп - сравнение.

Сравнение строится на сопоставлении предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки.

Подумайте, «что как ветер?» - получаем ответ « бегущий человек, летящая стрела...»

Или «что можно делать как слон?» - топать, ходить, поворачиваться.

Игровое задание «Подбери слово».

Голоден как...

Хитрый как...

Трусливый как...

Надулся как...

Упрямый как...

Нем как...

Работает как...

Изворотлив как...

Неуклюж как...

Колючий как...

Быстрый как...

Огромный как...

  1. Второй троп - олицетворение.

Олицетворение - это перенесение человеческих черт или черт живого существа на предметы и явления неживой природы.

Я предлагаю вам выбрать, что бывает на самом деле:

Сестра заснула. - Река заснула.

Миша шлёпает по лужам. - Весна шлёпает по лужам.

Учим объяснять значение олицетворений в стихотворениях.

Речевой материал:

«Зима недаром злится -

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.»

(Ф. Тютчев)

  1. Игровое задание: Выберите из двух предложений то, в котором говориться о том ,что бывает на самом деле.

Волк воет. Ветер воет.

Мама злиться. Зима злиться.

Человек в окно стучится. Весна в окно стучится.

Шёл человек. Шёл снег.

Ребёнок проснётся. Весна проснётся.

Девочка плачет. Сосулька плачет.

Девочка смеётся. Солнце смеётся.

Человек оденется. Лес оденется.

  1. Третий троп - фразеологические обороты.

Фразеологические обороты - это семантически несвободное сочетание слов, которое не составляется в процессе высказывания, а воспроизводится в устойчивом лексико-грамматическом составе с закреплённой за ним семантикой (сочетания плотно вошедшие в язык). Речевой материал:

Как на иголках, Как гром среди ясного неба,

Вам знакомы многие крылатые выражения (фразеологизмы). Вспомним некоторые из них:

Плетётся как черепаха. В каком случае так говорят?

Как рыба в воде. (Совершенно свободно, вполне естественно и просто чувствовать себя)

Жить как кошка с собакой. (Ссорится) Как вы думаете, такие случаи бывают?

Водить за нос (обманывать). К какому сказочному герою относится данное высказывание?

Голоден как волк

Развитие образной речи происходит так же при ознакомлении дошкольников с разными жанрами художественной литературы (Сказки, рассказы, стихотворения), в том числе, с произведениями малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки); дети учатся понимать значения образных выражений и целесообразность их использования в тексте. После чтения какого-либо литературного произведения нужно поговорить с ребёнком о содержании этого произведения (назвать героев произведения).

Использование образных языковых средств в работе с детьми способствует:

♦> формированию интереса к родному языку;

♦> пониманию и употреблению сравнений, олицетворений,

фразеологических оборотов;

♦> развитию понимания значений слов дошкольниками;

♦> активизации детской лексики;

♦> совершенствованию навыков устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образно-языковая картина мира ребёнка.

Человек устроен так, что его знания неотделимы от его языка и поэтому, приобретая представления о внешнем мире, совершенствуя и обогащая, детализируя и развивая своё видение  мира, человек овладе...

Мастер - класс «Формирование образных языковых средств»

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. Обра...

Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....

Игровые приёмы определения уровня сформированности у дошкольников речевых и языковых средств.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенност...

Родительское собрание "Загадка как средство развития дошкольников"

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Конспект родительского собрания в старшей группе "Загадка как средство развития дошкольников"...

Буклет в родительский уголок "Игра - как средство воспитания дошкольников"

Игра - это основной вид деятельности дошкольников. К сожалению,  в настоящее время наблюдается, что дети не могут/не умеют играть, так как дома родители не уделяют этому должного внимания и време...

Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....