Домашние животные и их значение в развитии детей
консультация

Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye_i_ih_znachenie_v_razvitii_detey.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние животные 

и их значение в развитии детей

Мамонова Ж.В.

Воспитатель МБДОУ д/с № 56

В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно – не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия. А давайте посмотрим, что в психо-эмоциональном развитии ребенка значат животные.

Человек – часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением.

Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.

Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность (вспомните «Рисунок семьи», где собака – полноправный и значимый ее член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.

Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления (вспомните Дашеньку-пантеру). Испытывая страх и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение.

Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, – зависимости, преданности, открытости, простоты; волк – угрозы для жизни; баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство, отцовство; лошадь – дружескую помощь и трудолюбие; птица – символ связи с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлета, рыба – мудрость и спокойствие.

Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле.

То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном мире, освоив стоящую перед ним проблему, – пишет в книге «Как на самом деле любить детей» американский детский психолог Р. Кэмпбелл, – и выстроить доступную для его восприятия картину мира и способов решения трудностей, приписав определенные чувства героям сказок». Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных. Как любят дети книжки про животных, особенно с красивыми их изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата, коты и собаки связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как феи и волшебники, короли и принцессы – это придуманные герои, а зверей можно увидеть, потрогать.

Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту переходную ступеньку ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.

Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.

В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.

Психологами был проведен интересный эксперимент в одном из детских садов. На занятия в группу тревожных, агрессивных, конфликтных детей в течение месяца приносили кошку Пусю. Дети наблюдали за ее робостью и нерешительностью на первых занятиях, любопытством и активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и привязанностью к ним на последних. Пуся своим поведением обучила детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психо-эмоциональное напряжение. Обычная домашняя кошка сделала доброе дело: помогла детям понять, что они не одиноки, совсем не хуже других, многое могут, а, самое главное, свободны и независимы, имеют право «гулять сами по себе», но и нуждаются в поддержке друзей.

В гости к детям в садик «заходил» большой черный пес Блэк. Своим радостным дружелюбием, готовностью всегда поддерживать игру, открытостью и преданностью он завоевал дружбу детей. Его огромные размеры, сила и большие зубы нисколько не пугали их. У Блэка они научились быть открытыми, активно вести себя, доброжелательно относиться друг к другу.

Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи.

Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера. Собак, например, предпочитают немцы, а кошек – англичане и американцы. Есть мнение, что собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек спокойные, мягкие, снисходительные.

Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.

Теперь можно понять желание многих людей держать в доме животное, теперь можно понять и Малыша, страстно мечтающего иметь собаку, нужно и Дашеньке быстрее принести в дом котенка.

Хотите проверить свое отношение к домашним животным?

Ответив на эти вопросы, вы глубже поймете, «догадаетесь», обязательно задумаетесь о желаниях своих детей, почувствуете, чего вам в жизни не хватает, что можно изменить. Любящий, жалеющий, сочувствующий животным родитель вырастит подобного себе ребенка.

Так любите животных!

Ответьте на вопросы анкеты:

  1. Какие домашние животные у вас были дома?
  2. Часто ли вы заводили в доме новых животных?
  3. По чьему желанию в доме появились животные?
  4. Если бы у вас был выбор и возможность держать домашнее животное, то какое бы вы предпочли:
  • собаку,
  • кошку,
  • рыбок,
  • птиц,
  • экзотических животных (тигра, пантеру и т.д.),
  • никого.
  1. Кто в качестве друга подходит вам больше:
  • человек,
  • домашнее животное.
  1. Какое событие вам тяжелее пережить:
  • смерть домашнего животного,
  • потерю большой суммы денег,
  • разлад с добрым другом.
  1. Если бы у вас совсем не было денег, то что бы вы продали:
  • единственное праздничное платье,
  • домашнее животное.
  1. Вы стали бы наказывать (ругать) своего ребенка, если бы увидели, что он:
  • отрывает мухе лапы,
  • дергает кошку за хвост,
  • кидает камнями в собаку,
  • пачкает только что надетую одежду.
  1. Если бы ваш ребенок попросил домашнее животное, то вы:
  • купили бы то, что он просит,
  • сказали бы, что на это нет денег,
  • купили бы то, которое хотите сами.
  1. Заводя домашнее животное, вы рассчитываете:
  • найти в нем друга,
  • улучшить свое материальное положение, продавая щенков или котят,
  • не хотите ничего,
  • приобрести новый опыт в общении.
  1. Если бы у вас был выбор, животное какого пола вы выбрали бы:
  • мужского,
  • женского.
  1. Если бы волшебник превратил ваше животное в человека, то кем бы оно стало:
  • другом (подругой),
  • отцом (матерью),
  • ребенком,
  • мужем (женой).

Литература: интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Домашние животные и их значение в развитии детей»

В консультации предоставленны материалы по общению с домашнеми животными и их роль в развитие ребенка....

Домашние животные и их значение в развитии детей

В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно - не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрос...

«Дикие и домашние животные» Конспект НОД по познавательному развитию для детей 3 – 4 лет

Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте проживания.Развивать навыки коммуникации и речи....

"ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ"

Отношение ребенка к животному имеет много сходного с от­ношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрос­лого культур...

Консультация для родителей "Домашние животные и их значение в развитии детей раннего возраста 2-3 года "

  Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным ...