Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Звукопроизношение
  2. Фонематическое (слуховое) восприятие
  3. Функции языкового анализа
  4. Грамматический строй
  5. Лексическая сторона (словарный запас)
  6. Связная речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Выступление на родительском собрании

«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Составитель:

учитель-логопед

Чичваркина Л.Э.

г. Гагарин

2022г.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Звукопроизношение
  2. Фонематическое (слуховое) восприятие
  3. Функции языкового анализа
  4. Грамматический строй
  5. Лексическая сторона (словарный запас)
  6. Связная речь

Звукопроизношение

Ребенок должен:

  • правильно произносить все звуки речи.
  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр и т.д.).
  • уметь говорить громко, тихо или шепотом.
  • изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает.

На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

Функции языкового анализа

Ребенок должен уметь:

  • делить предложения на слова;
  • делить слова на слоги;
  • уметь выделять все звуки в словах;
  • устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

#1089;литное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

#1087;ропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

#1087;ропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

#1087;ерестановки букв (комната – «конмата»).

Фонематическое (слуховое) восприятие

Ребенок должен:

  • называть слова с заданным звуком;
  • определять позицию звука в слове;
  • определять количество и последовательность звуков в слове;
  • составлять слова из звуков.

Грамматический строй

Ребенок должен владеть навыками словоизменения:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
  • изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
  • понимать и употреблять предлоги;
  • согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  • правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите, бежал и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи наблюдаться аграмматизмы на письме и при чтении:

1. ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

2. пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

3. ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Ребенок должен владеть навыками словообразования:

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме наблюдаются:

1. замены суффиксов (козлята – «козленки»);

2. замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

#1090;рудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Ребенок должен :

  • Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,
  • распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • работать сдеформированным предложением,
  • самостоятельно находить ошибки и устранять их;
  • составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Лексическая сторона (словарный запас)

Ребенок должен:

  • объяснить значение слова;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • употреблять сложные слова (например: длинноногий);
  • пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
  • подбирать метафоры (например: туча комаров);
  • подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.

В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Связная речь

Ребенок должен:

  • отвечать на вопросы полным и развернутым ответом;
  • пересказывать;
  • рассказывать об увиденном;
  • составлять рассказы по картинке

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • описывать окружающие предметы;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Многие из ваших детей имеют следущие проблемы:

  • нарушение произношения звуков.
  • трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексикограмматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом).
  • не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.
  • с нарушением ритма - например, даю задание: «Подели слово на кусочки - слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, = ТО-ПО-Р здесь же и пропуски гласных.

Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с обязательным выполнением рекомендаций учителя-логопеда дома.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.

Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет – здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Спасибо за внимание!
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект детско-родительского собрания "Готовность ребенка к школе"

Автором представлен конспект собрания для родителей и детей подготовительной к школе группы по подготовке дошкольников к обучению в школе в форме КВН....

Конспект родительского собрания "Готовность ребенка к школе"

В данной работе поставлены следующие задачи: ознакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе; практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе; информировать родителей о в...

Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:· Подвести итоги уходящего учебного года.· Вовлечь родителей в процесс ...

Родительское собрание "Готовность ребенка к школе" 2020 год

Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"...

Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"

Родительское собрание: «Готов ли мой ребенок к школе?»Цель: знакомство родителей с понятием «готовность к школе».         Психолог: Здра...

Презентация к родительскому собранию "Готовность ребенка к школе"

Кризис семи лет.     1.  Ребенок может стать более утомляемым, раздражительным.2.  Кривлянье и манерничанье.3.  Обостряется агрессивность. Иногда бывает и наоборот &ndash...