НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:
консультация

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_samostoyatelnost.docx159.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практически с первых дней появления малыша на свет все окружающие не устают повторять ему: — Ты уже умеешь это! Ты уже совсем большой! Детская самостоятельность проявляется во всём, начиная от умения сидеть и держать ложку и заканчивая способностью отыскать и надеть свой свитерок и поставить игрушки на полку. Помочь ребёнку в развитии его самостоятельности — первоочередная задача взрослых.

В разные периоды взросления ребёнок постигает новые и новые навыки из различных сфер жизни. Большинство психологов и педагогов делят навыки самостоятельности на несколько групп:

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:

  1. Кушать/держать столовые приборы.
  2. Пользоваться горшком.
  3. Умываться, чистить зубы.
  4. Причесываться.
  5. Мыть руки.
  6. Пользоваться носовым платком.
  7. Самостоятельно засыпать.
  8. Одеваться

НАВЫКИ ТРУДОВЫЕ:

  1. Собирать игрушки.
  2. Мыть посуду.
  3. Поливать растения.
  4. Кормить животных.
  5. Протереть пыль.
  6. Накрыть на стол.
  7. Подметать.
  8. Донести легкий пакет.
  9. Постирать.
  10. Заправить постель.

НАВЫКИ КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Познакомиться с новым человеком.
  2. Играть одному, играть в группе.
  3. Самостоятельное решение конфликта.
  4. Выбор одежды.
  5. Покупка в магазине.
  6. Как себя вести, если потерялся.

Родители обязательно должны научить всем этим премудростям своего ребёнка. Но важно помнить, что Вы должны помогать и учить, а не делать всё вместо ребёнка. Ведь задача взрослых способствовать развитию и формированию самостоятельности.

1. ПОКАЗАТЬ, НАУЧИТЬ.

Сначала родитель помогает усвоить порядок действий – все команды необходимо проговаривать (алгоритм действий). Этот метод необходим на этапе освоения навыков самообслуживания, в первую очередь. Когда Вы приучаете ребенка самостоятельно держать столовые приборы или чистить зубы, вы показываете, как ВЫ обращаетесь с этими предметами. Взрослый – пример для ребенка, поэтому если вы хотите, чтобы в детской комнате был порядок, то на вашей территории должно быть то же самое — кровать необходимо заправлять ежедневно, посуду мыть после каждого приема пищи, вещи аккуратно раскладывать по своим местам в шкафах, коробках и на полках.

2. НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ.

На следующем этапе привития навыков роль взрослого — пронаблюдать за тем, как у ребенка получается выполнять те или иные действия и обязательно проконтролировать, чтобы малыш неумелыми действиями не навредил себе.

3. ИГРА.

Чтобы изучение навыков не было утомительным и скучным, превратите все в игру. Ребенок должен усвоить, что после игры комнату необходимо привести в порядок. Если вы будете повторять одну и ту же фразу много раз, а тем более повышенным тоном, то это вызовет сопротивление и как итог: слезы малыша и недовольство мамы. Чтобы ребенок с удовольствием трудился, нужно вызвать к этому интерес. Как? Превратите процесс уборки в увлекательную игру. Расскажите, что игрушки за целый день устали и им нужно спать. Чтобы они захотели играть на следующий день, нужно чтобы куколки, машинки и мишки выспались. А для этого они должны спать только на своем месте.

Фантазируйте, придумывайте интересные истории, и ваш ребенок будет рад все убрать. А чтобы в дальнейшем малыш мог самостоятельно расставлять все по своим местам, промаркируйте коробки или ящики с игрушками цветными наклейками. Например, все игрушки с наклейкой в виде бабочки, сложить в коробку с такой же наклейкой, или машинки с наклейкой в виде кораблика поставить на полку с такой же наклейкой. Такие метки можно постоянно менять, чтобы малыш не заучивал места и предметы, а учился думать и рассуждать.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ.

Предоставьте возможность сделать собственный выбор детям, хорошо освоившим различные навыки самостоятельности. Не хватайте все в свои руки, если видите, что не все получается или совсем не получается, запаситесь терпением, еще раз повторите алгоритм действий. Как уже говорилось выше, чтобы помочь ребёнку Вы можете промаркировать детские вещи яркими стикерами, которые без труда позволят ему определить тот или иной предмет. А когда Ваш ребёнок пойдёт в детский сад Вы сможете при помощи таких меток-этикеток с картинками подписать детскую одежду, чтобы Ваш малыш всегда мог найти свою рубашку, шортики или платьице. А напечатанные на них имя и фамилия позволят воспитателям и педагогам помочь малышу, если тот всё же запутается. Точно так же можно подписать и детскую обувь.

5. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ.

Есть очень много способов похвалить. Самый первый и важный метод: вербальное поощрение. Обязательно проговорите похвалу. Можно поощрять и в игровой форме. За каждый успех или самостоятельно сделанную вещь Вы вручаете ребёнку наклейку-бонус, которые он крепит к своей доске успехов или в специальную тетрадку успехов. За определённое количество собранных меток-бонусов ребёнок получает сюрприз: поход в зоопарк, конструктор, новый мяч и т.п. Всё зависит от Вашей фантазии. Кроме того, такие наклейки можно ранжировать по степени значительности самостоятельного поступка и различить их по цвету, напечатанной картинке или поощрительному слову (Супер!, Отлично!, Так держать!, Попробуй ещё! и т.п.).

На протяжении всего процесса развития Вашего малыша и формирования у него самостоятельности важно помнить: проявляйте терпение и доброжелательность. Атмосфера любви и уважения в доме позволит малышу с лёгкостью стать самостоятельным и смышлёным дошкольником, в котором Вы будете уверены и в детском саду и на игровой площадке.

C:\Users\Wiktoria\Downloads\3774174_0_0_283747_tlog.jpg

Составила: Самарина В.П

Муниципальное Автономное

Дошкольное

Образовательное Учреждение

г. Нижневартовска

Детский сад № 41«Росинка»

Как научить ребенка самостоятельности.

C:\Users\Wiktoria\Downloads\1307515296_898a52004a2a2bd406a30856e3f5b506.jpg

Нижневартовск

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

В презентации представлены игры с детьми раннего возраста. Рекомендуется воспитателям и родителям....

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг...