Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр
консультация

Бирюкова Виктория Павловна

Систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укреплению двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Общеизвестно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укреплению двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс физической культуры.

Рассматривая активизацию двигательной деятельности детей двух-трёх лет, рассмотрим понятие «двигательная деятельность». Понятием «деятельности» охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т. д.).

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка.  Дети,  имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Основной формой для развития двигательной активности детей двух — трёх лет является подвижная игра, под которой понимается «сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры».  С детьми 2–3 лет обычно используют простые подвижные игры без правил. Особенно большую роль они играют в процессе адаптационного периода ребёнка к дошкольной образовательной организации. Данные игры не имеют определённой сюжетной линии, но они включают комплекс движений, которые должен освоить ребёнок. Дети постепенно их осваивают, выполняя каждое движение в своём темпе.

В качестве развития двигательной активности можно использовать такие задания как: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. Сначала данные задания лучше провести индивидуально с ребёнком, чтобы он усвоил правильность выполнения каждого движения. Потом можно их использовать с группой детей, включая как в занятие, так и предлагая для самостоятельной деятельности. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Такая организация позволяет создать многократность повторения движений, что способствуют лучшему усвоению задания.

Постепенно игры можно усложнять. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. В. А. Шишкина отмечает: для того чтобы обогатить игру ребенка разнообразными движениями необходимо пользоваться игровым материалом, который должен отвечать возрастным особенностям детей. Он должен быть ярким, лёгким, чтобы вызывать у детей желание включить его в свою деятельность.

Детям 2–3 лет доступны такие физкультурные пособия как мячи, обручи. Они могут выполнять с ними простые действия: прокатить, подкинуть, бросить и поймать и т. д. Постепенно физкультурное оборудование будет усложняться: будут задействоваться небольшие скамейки, лестницы, кубы ящики и др. Имея небольшой запас выполняемых действий нужно придумать максимальное количество упражнений на развитие движения с одним предметом, но при этом они должны быть просты и понятны. Воспитатель должен увидеть, что новое движение понял каждый ребёнок, обратить внимание как его выполняют робкие дети, приободрить их, повторить с ними материал индивидуально.

В этом возрасте будут доступны физкультурные занятия с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения, утренняя гимнастика и подвижные игры. Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют. Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно.

При выполнении любой деятельности у детей 2–3 лет наблюдается быстрая утомляемость, поэтому в подвижных играх необходимо использовать частую смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях. Все дополнительные роли, такие как кошка в игре «Кошка и мыши», сторож в игре «Куры в огороде» и т. д., выполняет сам воспитатель. После освоения игры данная роль передаётся ребёнку, но при этом контроль за ходом игры воспитатель сохраняет. Он напоминает детям, куда нужно двигаться, показывает движения. В начале игры воспитателю необходимо объяснить правила игры. Обратить внимание детей, что в игре будут использованы специальные сигналы, которые помогут ориентироваться в игре и позволят вовремя менять или прекращать свои действия. Это могут быть зрительные сигналы, в качестве которых выступают разноцветные флажки или ленточки; слуховые — свисток, удар в бубен, хлопок в ладоши и т. д.  

Для привлечения и заинтересованности детей 2–3 лет к двигательной активности необходимо использовать подвижные игры с речитативами. Например, подвижная игра «У медведя во бору» учит детей раннего возраста бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. В подвижной игре «Ножки» дети учатся выполнять движения в соответствии с текстом.

У детей 2–3 лет должна быть развита разная моторная деятельность, поэтому необходимо использовать разнообразные по содержанию, организации, по сложности согласования движений подвижные игры. В работе с малышами целесообразно использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной дорожке», «Поезд» и др.). Игровые образы должны быть понятны и интересны детям (кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими детьми.

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу. Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Дети очень любят, когда взрослые участвуют в игре, но не просто ведущим, а непосредственным участником (птичкой, зайкой и т. п.). Воспитатель должен бегать, прыгать, ловить детей, показывая пример правильного выполнения движений. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают. Дети стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Большую роль на этапе предварительной работы с детьми играет объяснение правил. Необходимо рассказать, какие персонажи будут задействованы, какой характер имеет каждый герой (например, лиса — хитрая, медведь — неуклюжий и т. д.), при этом показать, каким голосом должен ребёнок озвучивать персонажа (медведя грубым голосом, лису — звонким. При этом лиса должна хитро зазывать детей.).  При этом никогда нельзя критиковать ребёнка и повышать на него голос. Дети 2–3 лет обычно обижаются на такие замечания, и у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение.

В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность. Непременным условием правильного руководства деятельностью детей является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка.

Таким образом, в процессе игры ребёнок 2–3 лет приобретает массу положительных эмоций. Он с удовольствием выполняет действия, которые показывает ему взрослый, следует определённому сюжету и правилам, а со временем у него повышается качество выполняемых им движений. Игра — это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes 
  2. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 61–66.
  3. Мельников Ю. А. Подвижные игры в системе спортивной подготовки: терминологический словарь. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. 100 с.
  4. Шишкина В. А. Движение + движение. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство активизации двигательной деятельности старших дошкольников в условиях детского сада

Для растущего организма двигательная активность имеет решающее значение. Однако в ДОУ ее значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного, психиче...

АКТИВИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

     Одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей является пребывание на открытом воздухе с использованием природных источников здоровья и активной двигательной деятел...

Активизация двигательной деятельности детей в зимний период

Презентация проекта в детском саду "Юный лыжник" на методическом дне....

«Скиппинг- технология, как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Скиппинг – это простейшая тренировка, доступная каждому в любом месте и в любое время. Это один из лучших методов повышения уровня физической подготовки и эта форма двигательной активности ...

Практико-ориентированный семинар «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с целью активизации двигательной деятельности дошкольников»

Практико-ориентированный семинар «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с целью активизации двигательной деятельности дошкольников».Цель семинара: расширение знаний педагогов ...

«Скиппинг – технология как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все остальное – ничто. Труд...