Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 5-6 лет.
консультация (старшая группа)

Грекова Юлия Александровна

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx226.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 5-6 лет.

ЛЕКСИКА

В речи ребенка 5-6 лет появляются собирательные существительные. (Существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.) Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный (метро). Имеют представление - о сезонных изменениях в природе; - о выращивании овощей и фруктов; - о лесных ягодах и грибах; - о хищных и травоядных, домашних и диких животных; - о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...). Знают - названия месяцев, дней недели, части суток; - название своей страны и столицы государства; - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; - правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...); - правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; - правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); - согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); - образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...); - правильно по смыслу применяет все части речи.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у ребенка не получается правильно произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Как правило, речевые функции ребенка выравниваются сами собой. Если, правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, то, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании.

До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

 

Рекомендации родителям!!!!

 Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

Поиграйте с детьми.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

 «Давай проверим, кто из нас самый внимательный».

Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они.

Вот почтовый ящик – он синий.

Я заметил кошку – она пушистая.

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

 «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Приготовим сок»

 «Из яблок сок… (яблочный);

из груш… (грушевый);

 из слив… (сливовый);

из вишни… (вишневый);

 из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее.

 Например: - Ворона каркает, а воробей… (чирикает).

Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).

У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;  

Медведь осенью засыпает, а весной…  

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный… -

Мокрое бельё развешивают, а сухое… -

Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

 Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят: - Прыгает, грызёт, прячется? (заяц) –

Бодается, мычит, пасётся? –

Крадётся, царапается, мяукает? –

Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 «Отгадай предмет по его частям» -

Четыре ножки, спинка, сиденье. –

Корень ствол, ветки, листья. –

Носик, крышка, ручка, донышко. –

Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).

«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.».

Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. Конура залезла в собаку.

Лужа перепрыгнула через меня.

Стул залез под котёнка.

На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-сока (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»

В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено.

Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

 И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материалы позволяют родителм четко представлять,что и в какой год жтзни может говорить Ваш ребенок,чем интересоваться и как ему помочть правильно говорить....

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материал для родителей по развитию речи дошкольников...

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Слышим и правильно произносим звукиВоспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте одна из главнейших задач, стоящая перед педагогами и родителями.Чтобы ребенок правильно произносил все звуки ему...

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей  по речевому развитию детей 4-5 лет....

Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...

Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей

Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей...