Проект родительского собрания по теме "Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет"
материал (средняя группа)

Ахматова Ульяна Владимировна

Проект родительского собрания по теме "Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития детей от 4 до 5 лет.

Задачи:

  1. Раскрыть перед родителями значение художественной литературы на речевое и эмоциональное развитие ребёнка.
  2. Показать приёмы работы и воспитания детей по данному вопросу в условиях детского сада.
  3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Форма проведения: вечер-встреча.

Участники: воспитатели, родители, учитель-логопед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выставка детских рисунков «Любимые сказки»

konkurs-dlya-detsadovtsev-illyustratsiya-k-moey-lyubimoy-skazke-72240-large.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117807-1394745160.jpg

http://umka.in/images/photos/zanyatiya-risovaniem/77_full.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01fc/00001583-e1dca0ca/hello_html_m46f95603.jpg

http://www.playing-field.ru/img/2015/052103/5919528http://www.maam.ru/images/users/photos/medium/f96c7134b998a5321151fea933da7e43.jpg

http://www.maam.ru/images/users/photos/medium/1c8c87805ec898572f5bbb84c9139e84.jpghttp://images.myshared.ru/7/806325/slide_8.jpg

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Главное направление  в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение  связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной.

Нормой считается:

    В четыре года:

  • Словарный запас достигает 2000 слов.
  • В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда – чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди – мужчины и женщины и т.п.).
  • Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  • Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Рь.
  • Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
  • Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большее количество стихотворных произведений.

    В пять лет:

  • Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  • Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  • Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  • Возможны ошибки при построении сложных предложений.
  • Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  • Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
  • Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

http://duhovna-noosfera.org.ua/wp-content/uploads/artleo.com-17362.jpg

Общие рекомендации:

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.

Самые чуткие, самые близкие ребёнку люди – родители, бабушки, дедушки – помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, фантазии, домыслы в игру и всегда находятся рядом. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Напоминаем Вам, дорогие мамы и папы:

  • При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте;
  • Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;
  • Объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес;
  • Развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы;
  • Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка, замечания делайте с юмором;
  • Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду.
  • Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение!

        

http://missbagira.ru/images/bagira/2016/11/i584.jpg

Памятка для родителей

«Речевое развитие детей 4-5 лет»

http://drozlemozdemir.com/wp-content/uploads/2015/05/children-7.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Примерный список литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.

Русские народные сказки:  «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького

 «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

 «Жихарка», обр. И. Карнауховой

 «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова

 «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова

 «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля

 «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Сказки народов мира:

«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия: И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин.

Проза:  С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки: М. Горький. «Воробьишко»

 В. Осеева. «Волшебная иголочка»

 Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

 К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»

 Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги

 Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»

В. Бианки. «Первая охота»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета для родителей.

Образовательная область "Чтение художественной литературы"

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

  1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то, как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.

_______________________________________________________________

  1. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе?

_______________________________________________________________

  1. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

_______________________________________________________________

  1. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

_______________________________________________________________

  1. Сколько книг (приблизительно) она включает?

_______________________________________________________________

  1. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)?

_______________________________________________________________

  1. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений?

_______________________________________________________________

 

  1. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

_______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Блиц – опрос детей группы

Вопросы:

  1. Ты любишь сказки?
  2. Какие сказки ты любишь?
  3. Кто твой любимый герой?
  4. Тебе читают сказки дома?
  5. Кто читает?
  6. Сказка – это волшебство или нет?
  7. Почему?

После блиц – опроса  ребёнку предлагают нарисовать героя любимой сказки (или сюжет сказки). При необходимости воспитатель помогает ребёнку.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Приглашаем Вас …/…/…г. в 17.30 на родительское собрание, на котором побеседуем о роли сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет.

В программе:

  1. Выставка детских работ.
  2. Выставка литературно – художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  3. Видеосюжет с детьми.
  4. Фотоколлаж с обменом опытом семейного воспитания.
  5. Встреча с учителем – логопедом.

                  Ждём Вас с нетерпением!

Воспитатели группы… (Ф.И.О. воспитателей)

Учитель – логопед ДОУ…(Ф.И.О. учителя - логопеда)



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Памятка

Речевое развитие детей 4-5 лет.

Четыре года:

  1. Словарный запас достигает 2000 слов.
  2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда – чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди – мужчины и женщины и т.п.).
  3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  5. В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Рь.
  7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
  8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большее количество стихотворных произведений.

Пять лет:

  1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.
  5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  6. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
  7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Общие рекомендации:

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.

Самые чуткие, самые близкие ребёнку люди – родители, бабушки, дедушки – помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, фантазии, домыслы в игру и всегда находятся рядом. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Напоминаем Вам, дорогие мамы и папы:

  • При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте;
  • Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;
  • Объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес;
  • Развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы;
  • Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка, замечания делайте с юмором;
  • Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение!



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Бланк

«Расскажем сказку способом моделирования»

Расскажите сказку «Репка», используя эти модели – схемы сказочных героев.  

C:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\Изображение - копия (4) - копия - копия.JPG

C:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\Изображение0001.JPG

Например,

C:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\1.JPGC:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\2.JPGC:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\3.JPGC:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\Изображение - копия (2) - копия.JPGC:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\Изображение - копия (2).JPGC:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\Изображение - копия (3) - копия - копия.JPGC:\Users\Ираида\Desktop\2013-01-29\Изображение0001 - копия.JPG

Таким образом, предлагаем Вам, используя метод моделирования, «нарисовать и рассказать любую сказку». Придумайте схему своей сказки!!!



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Выступление учителя - логопеда

на тему «Роль сказки в развитии и коррекции речевых

возможностей детей от 4 до 5 лет»

Чтение художественной литературы детям является одним из главных средств открытия им окружающего мира, развития языкового мышления, творческого воображения, эмоциональности. В процессе чтения у детей формируется желание сообщить взрослым о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.

Одним из первых литературных произведений, с которым встречается ребёнок, является  сказка. Чтение или пересказ сказки не только создает настрой на совместную деятельность ребенка и взрослого, но и расширяет представление детей о существующем мире. Слушая сказку, ребенок  приобретает новый опыт, у него развиваются и закрепляются новые личностные качества (доброта, отзывчивость, сопереживание, трудолюбие и т.д.).

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:

1) В сказках нет обучения и нравоучений.

2) Главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде.

3) Дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло.

4) Тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.

Любая сказка выполняет в развитии ребенка  ряд функций:

  • ознакомительную,
  • коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребёнка, мелкая моторика и координация движений рук, развивается речь);
  • интеграционную (ребенок включается в социальную среду);
  • логопедическую (развивается фонематический слух, артикуляция).

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них бедный словарный запас, в употреблении слов проявляются неточности, отсутствует полнота изложения, снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Одним из способов преодоления речевых затруднений в домашних условиях является совместное чтение литературно – художественных произведений родителями детям дошкольного возраста. Рассмотрим приёмы работы родителей с ребёнком на примере сказок.

Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало ребёнка, но и нашло отражение в его чувствах и эмоциях, выразительно преподнесите текст, желательно текст не читать, а рассказывать. Затем рассмотрите вместе с ребёнком иллюстрации,  проведите беседу, которая поможет дошкольнику лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Задавайте вопросы, которые помогут выяснить, насколько ребёнок понял сюжет, некоторые вопросы помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи – обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

Используйте прием словесного рисования характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки, это поможет ребёнку вообразить себя художником - иллюстратором, подумать и рассказать, какие картинки он хотел бы нарисовать к сказке.

Для развития умения сравнивать и понимать сравнение, проведите аналогию между сказками и другими фольклорными формами (пословицами, поговорками). Например, с целью употребления в речи антонимов, предложите ребёнку вспомнить пословицы с противоположным значением:

  • К сказке «Маша и медведь» подойдёт  пословица «Глупый киснет, а умный – мыслит»;  
  • «Две козы» - «Глупые ссорятся, а умные договариваются»;
  • «Иван-царевич и серый волк» - «Сам пропадай, а товарища выручай»;
  • «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»;
  • «Бычок - смоляной бочок» - «Чужого не надо, а своего не отдам»;
  • «Заюшкина избушка» - «Кошке – смех, а мышке – слезы»;
  • «Репка» - «Мала капля, а большое дело делает»;
  • «Лиса и Журавль» - «Нет друга – ищи, а нашел – береги» и др.

Попросите ребёнка пересказать сказку. Пересказ сказки может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, по книжным иллюстрациям и репродукциям на сказочные сюжеты, по настольным картинкам. После пересказа предложите ребёнку выполнить разнообразные задания:

  • в сказке «Колобок» — найти и указать повторность схожих эпизодов, последовательность появления персонажей «от малого к большому»;
  • в сказке «Три медведя» — найти и указать троекратность повторов, последовательность «от большого к маленькому»;
  • «У страха глаза велики» — найти и указать повтор действия, последовательность «от большого к малому»; такое же задание дайте при пересказе сказок «Репка», «Хвосты».

Обратите внимание ребёнка на приемы композиционного оформления сказочного повествования:

  • традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»);
  • концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»);
  • связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать»,  «туда – не знаю куда»), их функции в сказке.

С целью  конструирования слов, словосочетаний и предложений предложите ребёнку:

  • образовать однокоренные слова (зайка – заинька – зайчишка);  
  • придумать созвучные слова к слову трава (трава-мурава, трава — дрова, в траве-мураве);  
  • составить длинное распространенное предложение (игра «От каждого по словечку»), например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.

Для воспитания чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными  оттенками предложите:

  • найти в сказке ласковые слова;  
  • слова,  обозначающие маленький предмет;
  • изменить  любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму. Например, в сказке «Заяц-хваста» - «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?»  - «Усищи, зубищи, лапищи». – «А как можно  их назвать ласково?».

Наличие в языке синонимов и их употребление развивает у детей способность чувствовать выразительность  речи, предложите подобрать синонимы к характеристикам героев сказок:

  • Медведь в сказке «Машенька и медведь» - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый.
  • Колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый).

Или подобрать синонимы к отдельным предметам:

  • В сказке «Заюшкина избушка» избушка лубяная - деревянная, теплая, прочная;

избушка ледяная - холодная, не прочная, снежная, прозрачная.

С целью согласования порядковых числительных с существительными, предложите ребёнку пересчитать героев сказки «Репка», зверей, которые приходили жить в теремок.  

Для расширения глагольного словаря, предложите ребёнку перечислить  действия  героев:

  • Коза из сказки «Волк и семеро козлят» - жила-была, ходила, наказывала, пела.
  • Заяц из сказки  «Заяц-хваста» - жил-был, хвастал, боялся, бежал.

С целью развития мыслительных операций классификации, учите группировать предметы по заданному признаку:

  • Как одним словом назвать персонажей сказки, которые встретились  Колобку (дикие животные).
  • Как одним словом назвать предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда) и т.д.

С целью практического употребления в речи предлогов по, в, на, от, проговаривайте с ребёнком, например, песенку Колобка: «Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен! Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!». Для закрепления понятий за, после, перед, между, используйте персонажей из сказки «Репка»:

- Кто стоял за бабкой?

- Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т.д.

Познакомьте ребёнка со схемой развития сюжета сказки. Схема подходит к любому сказочному сюжету. Предложить ребёнку наполнить её любым содержанием. В процессе работы над уяснением функций сказочных героев можно задать  примерно следующие вопросы:

  • Жил-был... Кто? Какой он был? Чем занимался?
  • Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
  • Встретил, какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
  • Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
  • Где наши друзья стали жить? Что стали делать? И др.

Вместе с ребёнком составьте новую сказку, изменяя сюжет знакомой сказки. Это даст возможность показать вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Придумайте необычный поворот сюжета сказки, например, представьте, что сказка «Маша и медведь» не заканчивается благополучным возвращением девочки  домой: испугавшись собак, медведь вместе с Машенькой, сидевшей в коробе, убежал обратно в лес; нужно придумать свой вариант продолжения истории и рассказать его. Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок -  составление сказочного сюжета с участием известных героев:

  • с заменой героев, но сохранением сюжета;  
  • с заменой сюжета, но сохранением героев произведения;
  • с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия, например, события в сказке «Гуси-лебеди»  происходят не летом, а зимой. Значит,  яблонька стоит без яблочек, а молочная речка и кисельные берега замерзли, т.е. герои в этих обстоятельствах должны поступать совершенно по-другому,  причём в этом случае изменится и результат действия. Такие задания требуют подробного анализа поступков героев, творческое фантазирование, разбираться в цепочке причинно-следственных связей.

Предложите ребёнку придумать новое название к сказкам из подходящих по содержанию пословиц и поговорок, объяснить свой выбор.  Например:

  • «Кот, Петух и Лиса» - «Друг познается в беде»;
  •  «Теремок» - «В тесноте, да не в обиде»;  
  • «Зимовье зверей» - «Все за одного – один за всех»;
  • «Морозко» -  «По труду и награда»;
  • «Репка» - «Один за всех – и все за одного»;
  • «Колобок» -  «Доверяй – но проверяй».

Для развития способности произвольно управлять своими движениями, действиями, предложите ребёнку выполнить имитационные упражнения: показать, как Лиса крадётся к Петушку, как подпрыгивает, заглядывая в окошко.

Помните некоторые правила:

  • При рассказывании старайтесь использовать слова и жесты, которые нужно запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
  • Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
  • Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
  • Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
  • В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
  • Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.

Сказка – это неотъемлемая часть логопедической работы. Ведь сказка – это радость для детей.

Успеха вам в совместном чтении!!!



Предварительный просмотр:

Проект родительского собрания по теме "Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития детей от 4 до 5 лет.

Задачи:

  1. Раскрыть перед родителями значение художественной литературы на речевое и эмоциональное развитие ребёнка.
  2. Показать приёмы работы и воспитания детей по данному вопросу в условиях детского сада.
  3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Форма проведения: вечер-встреча.

Участники: воспитатели, родители, учитель-логопед.

Оборудование и наглядность:

  1. В приёмной оформляется стенд с детскими рисунками «Любимые сказки».
  2. В групповой комнате оформляется высказывание В. Берестова:
    Недаром дети любят сказку,
    Ведь сказка тем и хороша,
    Что в ней счастливую развязку
    Уже предчувствует душа…
  3. В групповой комнате оформляется фотоколлаж «Читаем дома…».
  4. В групповой комнате оформляется выставка литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  5. Видео-сюжет «Устами младенца…», технические средства: интерактивная доска, компьютер, колонки.
  6. Бланки со схемами моделей сказочных персонажей для родителей, маркеры (по количеству родителей).
  7. Памятки на столах для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет».

Подготовительный этап:

  1. Разработка проекта родительского собрания (вечера-встречи).
  2. Обмен опытом семейного воспитания «Читаем дома…» (сбор фотографий для фотоколлажа).
  3. Заполнение родителями анкеты «Чтение художественной литературы» (Приложение 1) за две недели до собрания.
  4. Подготовка видеосюжета «Устами младенца» с интервью детей (блиц-опрос) (Приложение 2) за месяц до собрания.
  5. Художественное творчество детей с воспитателями «Любимые сказки» (проводится после блиц-опроса).
  6. За неделю до встречи с родителями на общем стенде вывешивается объявление (Приложение 3), раздаются приглашения.
  7. Оформление плаката с высказыванием В. Берестова.
  8. Подборка литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  9. Заготовка памяток по числу родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет» (Приложение 4).
  10. Подготовка к мастер-классу «Расскажем сказку способом моделирования»: бланк со схемами моделей сказочных персонажей для родителей (Приложение 5).

Ход мероприятия

Перед началом встречи родителей встречают воспитатели и учитель-логопед, которые:

  1. Знакомят с материалами стенда детских рисунков «Любимые сказки».
  2. Знакомят с материалом фотоколлажа «Читаем дома…».
  3. Обращают внимание на выставку литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  4. Приглашают родителей пройти к месту проведения собрания.

Встречу продолжает 1-ый воспитатель, знакомит с программой проведения родительского собрания, благодарит родителей за активность и помощь в подготовке к собранию, за предоставленные фотографии и ответы на вопросы анкеты.

Воспитатель кратко резюмирует полученные сведения результатов (микроисследования) анкетирования родителей и демонстрирует видеосюжет с блиц-опросом детей «Устами младенца…». Обсуждает с родителями увиденный материал, анализирует полученные ответы детей с общими данными анкетирования родителей.

Далее выступление учителя-логопеда на тему «Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет» (Приложение 6).

С целью обучения родителей приёму моделирования сказки, как одного из способов активизации речевого развития ребёнка в условиях семейного воспитания, 2-ой воспитатель группы проводит мастер-класс «Расскажем сказку способом моделирования». Воспитатель предлагает родителям рассмотреть бланки с нарисованными моделями-схемами сказочных героев и поиграть в волшебников. Педагог начинает рассказывать сказку «Репка», используя модели-схемы сказочных героев, и привлекает родителей продолжить сказку, а более активные родители могут придумать и рассказать свою сказку. Моделирование не занимает много времени, доступно и детям и родителям, даже не владеющими художественными способностями.

В конце собрания родителям предлагаются памятки «Речевое развитие детей 4-5 лет», по необходимости учитель-логопед отвечает на текущие вопросы, приглашает на индивидуальные консультации в день приёма учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания для родителей средней группы «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.Задачи:1....

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не в...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Цель:Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.Задачи:1.  Обогатить опыт родителей по теме собрания;2.  Расширить предст...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»...

Родительское собрание. Тема: «Оригами как средство развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет»

Установить партнерские, доверительные отношения педагога и родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования техники оригами....

Родительское собрание в первой младшей группе Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования. «Игры на кухне»

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни....

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования».

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»....