Мастер-класс как форма взаимодействия с семьями воспитанников
статья

Milashka

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Мастер-класс как форма взаимодействия с
родителями обучающихся дошкольного возраста»

Одна из задач ФГОС ДО – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и

повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.

ФГОС ДО предусматривает, что непосредственная образовательная деятельность детей дошкольного возраста может быть организована как совместная деятельность взрослого и ребенка. Поэтому осуществлять взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста лучше всего через форму работы мастер-класс. Эта форма взаимодействия дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Взрослый вместе с ребенком может получить новые знания и освоить новые технологии. А совместное творчество доставляет ни с чем несравнимую радость.

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.

Для того чтобы спланировать такую работу, надо изучить социальный состав семей обучающихся, провести анкетирование, личные беседы, уточнить настрой взрослых, ожидания от пребывания ребенка в дошкольных группах, выявить активных, тревожных, пассивных родителей. Такая предварительная подготовка поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей семьей, можно определить интересы взрослых участников образовательного процесса к такой форме совместной работы как мастер-класс для родителей и детей.

При организации работы с родителями помнить, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настрой участников мастер-класса на совместный успех, поддержка инициативы и творчества – тоже важные моменты.

Педагог, общаясь с родителями в процессе проведения мастер-класса, не должен забывать про индивидуальных подход. Каждая семья хочет получить поддержку словом или делом!

Сотрудничество, а не наставничество. Нужно почувствовать настроение папы или мамы и не навязывать свое мнение, а аккуратно предлагать новые пути взаимодействия с ребенком.

Современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.

Чтобы мероприятия стали обучающими для родителей, прошли с успехом, нужно разработать определенный алгоритм действий педагогов к мастер-классу:

– определение темы;

– выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;

– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей (возможно, необходимо будет написать подробную карту проведения мероприятия с отдельными словами, с которыми педагог сможет обратиться к детям и родителям);

– распределение ролей взрослых (если их нужно несколько);

– изготовление пригласительных билетов;

– подготовка материалов для мастер-класса (музыкальный материал, карточки с позами, памятки, которые родители и дети смогут забрать домой, чтобы продолжить совместную работу дома);

– организация фотофиксации процесса и результатов;

– подведение итогов: чем можно завершить совместное сотрудничество (танец, физминутка, игротанец, хоровод, флешмоб, видеофильм).

В процессе проведения мастер-классов важно объединить усилия участников, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Педагог, который проводит мастер-класс, должен за небольшой отрезок времени активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических и творческих возможностях, объяснить, что сегодня мы работаем вместе и нам важен общий результат.

Организатор мастер-класса должен точно определить, какую помощь могут оказать родители детям в процессе выполнения совместных упражнений. Важно, чтобы взрослые не наблюдали за своими малышами, а старались вместе с ними продвигаться по этапам мастер-класса, приобретая новые умения и достигали результата вместе со своими детьми.

Хорошо, если педагог, проводящий мастер-класс, успевает обратиться к детям, рассказать и показать им, как лучше выполнить то или иное упражнение («складочка», «мостик» и др.) и при этом дает рекомендации родителям по совместной деятельности с ребенком. В такой форме работы важно создать ситуацию успеха у всех участников. Ребенок радуется полученному результату и тому, что мама или папа выполняют упражнения вместе с ним. Родитель получает новые знания о том, какие можно выполнять упражнения с ребенком, как можно организовать совместную деятельность дома по физической культуре.

Такая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность современных родителей в вопросах детско-родительских отношений и повлиять на имидж учреждения в целом.

Виды мастер-классов использующиеся в работе ДОУ

Во все времена в дошкольном образовании при взаимодействии с семьёй использовались мастер-классы, потому что это одна из самых эффективных форм взаимодействия с семьёй воспитанников.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического материала и поиск творческого решения проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог ДОУ, ведущий мастер-класс).

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер–класса:

  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач педагога ДОУ. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с подобранным материалом для освоения физических упражнений
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы

Мастер-классы делятся на 5 основных групп:

  1. группа: Обучающие мастер-классы – это мастер-классы, посвящённые обучению родителей и воспитанников.
  2. группа: Художественно-эстетические мастер-классы, направленные на формирование эстетического вкуса, как у родителей, так и у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. группа: Тематические мастер-классы – этот вид работы посвящён определённой дате (например, 8 Марта, 23 Февраля и т.д.).
  4. группа: Досуговые, или развлекательные мастер-классы – это именно та форма работы, которая направлена на отдых и развлечения.
  5. группа: Крупногабаритные мастер-классы – это когда все воспитанники и их родители создают один проект на всех.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике дошкольного образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников дошкольной системы образования.

При работе с каждым дошкольным возрастом педагог ДОУ сам выбирает форму взаимодействия с семьёй воспитанников, и самая эффективная форма – это форма мастер-класса на определённую тему. Как доказано многими педагогами, что именно формы мастер-классов более интересны при работе с семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно ...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Мастер – класс «Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на поддержку образовательных инициатив»

В мастер  - классе представлен опыт работы  учреждения по использованию современных форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на поддержку образовательных инициатив, а также...

"Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с семьей"

Одной из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС дошкольного образования является создание единого образовательного пространства: «Детский сад - семья».Общение педагогов с...