В теремке, не выходя из дома - «Влияние компьютера на познавательное развитие и здоровье детей дошкольного возраста».
консультация

Гавриленко Виктория Александровна (Королева)

Группа «Юные Астрономы» в теремке, не выходя из дома

 

 

«Влияние компьютера на познавательное развитие и здоровье детей дошкольного возраста».

Приветствую вас, уважаемые родители! Уважаемые родители, сейчас ноябрь - время частых заболеваний детей. Предлагаю не отставать от учебного плана и проводить время с пользой на нашем сайте «Группа «Юные Астрономы» в теремке, не выходя из дома». Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Давайте пообщаемся? На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что компьютеры стали важной составляющей частью нашей жизни тем более в период каронавирусной инфекции. С ними связана как учебная, профессиональная, так и досуговая деятельность практически всех людей.

Уважаемые родители, как вы думаете в чём же особенности компьютера? (2слайд)

- компьютер является интерактивным средством;

- это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы;

- дополнительное педагогическое средство развития ребенка;

- многовариантный дидактический материал. 

Способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста. (3-4слайды)

 Как мы видим, есть положительные и отрицательные стороны. Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.

    Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.

    Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.

    Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.

    Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

     «Приключенческие» главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

     Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

     Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

     Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

    Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.  

    Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т.д.

     Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

    Игры стимуляторы – т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

    Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

    На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

Требования к играм: (5слайд)

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.
  4. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.  
  6. Нежелательно применение системы оценок и баллов.
  7. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.    

(6слайд) Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Видь, чем шире и активнее компьютерная техника входит в нашу жизнь, тем чаще исследователи её влияние на физическое и психическое здоровье человека говорят о возможных рисках и проблемах. Поэтому и нам с вами, уважаемые родители, очень важно обсудить профилактику этих рисков для здоровья. Сейчас мы будим говорить о правилах сохранения зрения ребёнка, пользующегося компьютером. Есть несколько факторов, которые могут привести к проблемам со зрением. Это технические возможности и настройки монитора, некачественные программы, неправильная освещённость помещения, несоблюдение рекомендуемого расстояния от глаз до монитора, длительное непрерывное использование ребёнком компьютера.

При покупки компьютера нужно обратить внимание на технические характеристики монитора, видеокарты, проконсультироваться со специалистами. Перед использованием компьютера необходимо с помощью панели управление настроить комфортную для глаз яркость, контрастность, размер текста и других объектов на экране. Кроме того, устанавливайте для ребёнка только качественные обучающие и игровые программы.

Для сохранения зрения ребёнка важна правильная освещённость помещения, в котором он занимается на компьютере. На монитор не должен падать прямой свет, так как это создаёт дополнительные блики. Лучше расположить компьютер так, чтобы свет падал с левой стороны.

Нужно приучить ребёнка к тому, что нельзя пользоваться компьютером в темноте. Это, казалось бы, простое правило регулярно нарушают и взрослые, подовая отрицательный пример своим детям. С одной стороны, светящийся в темноте экран сильнее раздражает глаза, с другой стороны, мы усиленно вглядываемся в значки клавиатуры, которая им слабо освещена. В тёмное время суток в комнате должен быть включён источник электрического освящения, но тоже таким образом, чтобы он не был направлен на экран компьютера.

Расстояние до экрана должно быть не меньше 50 см. Важно также, чтобы монитор находился на уровне глаз или немного ниже. Лучше всего, чтобы верхний край монитора находился на уровне глаз ребёнка: это даст возможность смотреть на экран под оптимально комфортным углом зрения.

Самое важное и самое сложное при использовании компьютера ребёнком- это соблюдать временной режим. Длительность занятий за компьютером- это важнейший фактор сохранения физического и психического здоровья детей. Прежде чем знакомить ребёнка с компьютером, необходимо сразу договориться, сколько минут он будет пользоваться этой техникой. Не удивляйтесь, уважаемы родители, именно минут! Такие гигиенические нормы разработаны для детей разного возраста, и большинство исследователей уверены в их правильности и адекватности.

Детям до 5лет можно непрерывно пользоваться компьютером не более 10минут, детям 6-9 лет- не более 15 минут.

Затем должен быть обязательно сделан перерыв. Но следует ограничивать и суммарное время пребывания за компьютером в течении дня. Для детей до 5 лет- это более 20 минут в день, для детей 6-9 лет- 30 минут в день. Кроме ого, дошкольникам и ученикам начальных классов лучше не пользоваться компьютером ежедневно. Правильней выделять время для общения с компьютером и вы не обращали внимания на продолжительность его пребывания перед монитором, то нужно постепенно ввести для него правильный временной режим.

Даже без консультации врача понятно, что длительное непрерывное пребывание перед монитором компьютера вызывает усталость и перенапряжение глаз. Достаточно вспомнить, что после продолжительной работы на компьютере на неприятные ощущения в глазах жалуются и взрослые. Это может быть жжение, резь, покраснение, ощущение, как будто песок в глаза попал. Такое состояние стали называть компьютерным зрительным синдромом. Для сохранения зрения очень важно обращать внимание ребёнка на то, чтобы во время занятий на компьютере он не забывал моргать. Моргание поддерживает глаза в увлажнённом состоянии. Чтение с экрана или компьютерная игра вынуждает напряжённо всматриваться в знаки и объекты на мониторе, моргание происходит слишком редко, и роговица глаза пересыхает.

Эти негативные последствия напрямую связаны с превышением времени непрерывной работы за компьютером.

(7-8слайды) Специальная гимнастика для глаз выполняется после того, как ребёнок закончил занятие на компьютере. Она включает в себя несколько упражнений, которые необходимо делать в течение 2-3 минут. Сначала, в период разучивания упражнений, продолжение гимнастики может быть большой. Варианты выполнения упражнений отличаются тем, в какой форме их можно выполнять вместе с ребёнком: в обычной или в игровой со стихами, считалками, играми, описывающими движения глаз. Во время выполнения упражнений голова должна находиться в строго неподвижном состоянии, двигаться могут только глаза. Дошкольника можно приучить к этому правилу, используя игру в волшебную палочку, прикосновение которой заколдовывает и делает голову неподвижной. Упражнение можно выполнять стоя или сидя, исключив из поля зрения монитор компьютера.

Непрерывные условия для занятий ребёнка на компьютере могут привести и проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Ведь мышцы, кости, суставы ребёнка находятся в стадии формирования и им нужна правильная нагрузка. О каких непрерывных условиях идёт речь? Во-первых, о нарушении временного режима использования ребёнком компьютера, во-вторых, об отсутствии правильно организованного места для компьютерных занятий. О необходимости ограничения времени, которое ребёнок проводит за компьютером, было подробно рассказано выше. Надо понимать, что длительное сидение перед монитором негативно отражается не только на детском зрении, но и на состоянии мышц и составов. Ведь замена двигательной активности на статичную сидячую позу не приведёт к формированию здорового опорно-двигательного аппарата. Но даже при соблюдении правильного временного режима после окончания компьютерных занятий ребёнку полезно сделать несколько упражнений для снятия мышечного напряжения и поиграть в подвижные игры, лучше на прогулке. Умение и привычка выполнять несложные упражнения пригодятся вашему ребёнку в течении всей его жизни.

Выполнение упражнений позволяет улучшить мозговое кровообращение, снять утомление с мышц кисти, плечевого пояса, туловища. Такая гимнастика является и профилактикой нарушений осанки ребёнка. Да и вам, уважаемые родители, полезно позаниматься вместе с детьми.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. На сайте я прикреплю ссылки для использования с рекомендуемыми сайтами для детей и примерами физминуток и упражнений для профилактики зрения.

 Наше собрание подошло к концу. Ознакомьтесь с памяткой «Компьютерные игры и их влияние на ребёнка».

Успехов в занятиях с ребёнком. До свидания.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятка для родителей: Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена. Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см. В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз. Группа « Юные Астрономы » в теремке, не выходя из дома

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние компьютера на познавательное развитие и здоровье детей дошкольного возраста». Автор: Королева Виктория Александровна, воспитатель средней группы «Юные Астрономы»

Слайд 2

Особенности компьютера: - компьютер является интерактивным средством; - это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы; - дополнительное педагогическое средство развития ребенка; - многовариантный дидактический материал.

Слайд 3

Польза и вред компьютера для развития ребенка. Плюсы : + вызывает положительный интерес к новой технике; + развивает творческие способности; + устраняет страх перед новой техникой; + формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью; + позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального; - воспитывает внимательность, сосредоточенность; + обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемой программой; + помогает овладеть чтением и письмом; + развивает элементы наглядно- образного и логического мышления + тренирует внимание, память; + развивает быстроту действий и реакций ;

Слайд 4

Минусы: - отрицательно влияет на физическое развитие детей; повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы; содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, и жестокости ; - снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр; - ухудшает зрение ребенка; - способствует нарушению осанки;

Слайд 5

Требования к играм: В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры , функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам. Нежелательно применение системы оценок и баллов. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста

Режиссерская игра в программеKid Pix предоставляет ребенку большую свободу для самостоятельного творчества и персональной инициативы, позволяет активнее выразить свою фантазию....

ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дан краткий теоретический анализ проблемы исследования, описаны подходы к практическому использованию в условиях ДОУ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».Статья муз.руководителя ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Са...

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста...

Доклад "Влияние физического развития на здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека....