«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».
статья по музыке на тему

Воронкова Светлана Владимировна

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

Статья муз.руководителя ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт- Петербурга

                                                       Воронковой С.В.

 

В начале 70- х годов на экраны кинотеатров вышел замечательный музыкальный фильм «Волшебная сила искусства», состоящий из небольших новелл, в каждой из которой рассказывалось, какое воздействие на человека может оказывать искусство: помирить влюблённых, приструнить и проучить нахалов и грубиянов, вызвать сильные патриотические чувства у первоклашек пришедших на киносеанс про «Неуловимых мстителей» со своей молоденькой учительницей.                                                                       

   Так в чём же заключается волшебная сила искусства?

Язык искусства – это язык чувств, символичный и понятный всем. Когда мы радуемся, смеёмся или страдаем, плачем, нам не нужен переводчик. О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно очень давно. В 40- 50 годы массовый интерес к искусству как терапевтическому средству, привёл к выделению самостоятельных научных направлений: артерапия (лечение средствами изобразительного искусства), метод психодрамы, музыкотерапия и танцевальная терапия.

Задачи танцевальной терапии включали:

 - изучение собственных чувств;

 - развитие осознания своего тела;

 - создание позитивного образа тела;

 - развитие навыков общения.

История возникновения танца ведёт нас в древние времена, к ритуальным танцам, когда ещё до появления человеческой речи, средством общения наших предков были жесты и мимика, движения, перенятые у зверей и птиц. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом выражения естественных  реакций человека, его душевных переживаний.

По мнению академика И.П. Павлова «нет ничего важнее в жизни человека, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов: пульса, дыхания, моторики движения и как результат - ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека».

Ребёнок очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его возрасту и жизненным ритмам.

Но давайте вернёмся в древние времена и обратимся к философу Древней Греции Платону. По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод, чем тот который открыт и проверен опытом веков: он может быть выражен в 2-х положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Идея древних о синтезе музыки и движения была подхвачена швейцарским педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865- 1950), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Он видел в муз.- ритмических упражнениях  универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения; более живой и успешной работе мозга. При этом сам процесс занятий должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены.

Последующее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и единомышленников, и легла в основу программы «Ритмическая мозаика». Она была опубликована в 1977 году. Программа заинтересовала многих специалистов, использующих в работе с детьми движения под музыку. Опыт этой программы показал её доступность в реализации содержания и успешность освоения детьми разного возраста и с разными способностями; а так же гибкость и универсальность самой системы работы, способствующей гармоничному развитию тела и духа. Поэтому мы можем говорить о ритмопластике, как о здоровьесберегающей технологии, положительно влияющей на физическое и психическое здоровье детей.

1.Систематическое повторение движений под музыку укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения и дыхания. Полезны и необходимы упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно верхнего плечевого пояса, рук и пальцев.

2.Систематическое повторение движений включающих в работу основные группы мышц: верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы ног, хорошо укрепляет мышечный корсет, формирует правильную осанку.

3.Начиная с самого младшего возраста, используется упр. « пружинка» для формирования пружинности, как природного амортизатора, что очень важно для дальнейшего развития двигательных навыков.

4.Музыкально- ритмические движения помогают формировать прослеживающие функции взгляда, что хорошо тренирует глазные мышцы.

5.Улучшается понимание пространственно- временных соотношений (пространственное ориентирование: «на себе» и «от себя»).

6.Муз. импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм мышления и поведения.

Непосредственное влияние муз.- ритмических движений на психическое здоровье детей, их эмоциональное состояние:

1.Помогает созданию эмоционального комфорта ребёнка (дети должны чувствовать, что их любят, что у них всё получается).

2.Занятия ритмопластикой улучшают концентрацию внимания, его продолжительность; тренируют подвижность нервных процессов (на основе движения в разных ритмах и темпах).

3.Музыкально- ритмические движения увлекают и оказывают успокаивающее воздействие на  большинство гиперактивных детей. А замкнутые и скованные дети развивают навыки взаимодействия с другими детьми.

   И в заключение хочется отметить несколько важнейших условий здоровьесберегающей  педагогики:

·         Уважать личность ребёнка, т.е. ненасильственно привлекать его к процессу музыкальной деятельности.

·         Понимать важность и значение не результата, а самого процесса.

·         Осознавать негативное влияние черезмерно громкого длительного потока музыки, не соответствующей жизненным ритмам ребёнка (пульсу, дыханию, моторике движений и возрасту).

·         Помнить: главное в работе с детьми не «научи», а «не навреди»!

Невозможно заставить детей полюбить рисовать, петь, танцевать; можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Не забывать, что игра, игровой метод, пропитывающий все виды музыкальной деятельности – одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagotvornoe_vliyanie_muzykalno.docx20.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

Статья муз.руководителя ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт- Петербурга

                                                       Воронковой С.В.

 

В начале 70- х годов на экраны кинотеатров вышел замечательный музыкальный фильм «Волшебная сила искусства», состоящий из небольших новелл, в каждой из которой рассказывалось, какое воздействие на человека может оказывать искусство: помирить влюблённых, приструнить и проучить нахалов и грубиянов, вызвать сильные патриотические чувства у первоклашек пришедших на киносеанс про «Неуловимых мстителей» со своей молоденькой учительницей.                                                                      

   Так в чём же заключается волшебная сила искусства?

Язык искусства – это язык чувств, символичный и понятный всем. Когда мы радуемся, смеёмся или страдаем, плачем, нам не нужен переводчик. О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно очень давно. В 40- 50 годы массовый интерес к искусству как терапевтическому средству, привёл к выделению самостоятельных научных направлений: артерапия (лечение средствами изобразительного искусства), метод психодрамы, музыкотерапия и танцевальная терапия.

Задачи танцевальной терапии включали:

 - изучение собственных чувств;

 - развитие осознания своего тела;

 - создание позитивного образа тела;

 - развитие навыков общения.

История возникновения танца ведёт нас в древние времена, к ритуальным танцам, когда ещё до появления человеческой речи, средством общения наших предков были жесты и мимика, движения, перенятые у зверей и птиц. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом выражения естественных  реакций человека, его душевных переживаний.

По мнению академика И.П. Павлова «нет ничего важнее в жизни человека, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов: пульса, дыхания, моторики движения и как результат - ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека».

Ребёнок очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его возрасту и жизненным ритмам.

Но давайте вернёмся в древние времена и обратимся к философу Древней Греции Платону. По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод, чем тот который открыт и проверен опытом веков: он может быть выражен в 2-х положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Идея древних о синтезе музыки и движения была подхвачена швейцарским педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865- 1950), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Он видел в муз.- ритмических упражнениях  универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения; более живой и успешной работе мозга. При этом сам процесс занятий должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены.

Последующее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и единомышленников, и легла в основу программы «Ритмическая мозаика». Она была опубликована в 1977 году. Программа заинтересовала многих специалистов, использующих в работе с детьми движения под музыку. Опыт этой программы показал её доступность в реализации содержания и успешность освоения детьми разного возраста и с разными способностями; а так же гибкость и универсальность самой системы работы, способствующей гармоничному развитию тела и духа. Поэтому мы можем говорить о ритмопластике, как о здоровьесберегающей технологии, положительно влияющей на физическое и психическое здоровье детей.

1.Систематическое повторение движений под музыку укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения и дыхания. Полезны и необходимы упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно верхнего плечевого пояса, рук и пальцев.

2.Систематическое повторение движений включающих в работу основные группы мышц: верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы ног, хорошо укрепляет мышечный корсет, формирует правильную осанку.

3.Начиная с самого младшего возраста, используется упр. « пружинка» для формирования пружинности, как природного амортизатора, что очень важно для дальнейшего развития двигательных навыков.

4.Музыкально- ритмические движения помогают формировать прослеживающие функции взгляда, что хорошо тренирует глазные мышцы.

5.Улучшается понимание пространственно- временных соотношений (пространственное ориентирование: «на себе» и «от себя»).

6.Муз. импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм мышления и поведения.

Непосредственное влияние муз.- ритмических движений на психическое здоровье детей, их эмоциональное состояние:

1.Помогает созданию эмоционального комфорта ребёнка (дети должны чувствовать, что их любят, что у них всё получается).

2.Занятия ритмопластикой улучшают концентрацию внимания, его продолжительность; тренируют подвижность нервных процессов (на основе движения в разных ритмах и темпах).

3.Музыкально- ритмические движения увлекают и оказывают успокаивающее воздействие на  большинство гиперактивных детей. А замкнутые и скованные дети развивают навыки взаимодействия с другими детьми.

   И в заключение хочется отметить несколько важнейших условий здоровьесберегающей  педагогики:

  •  Уважать личность ребёнка, т.е. ненасильственно привлекать его к процессу музыкальной деятельности.
  •  Понимать важность и значение не результата, а самого процесса.
  •  Осознавать негативное влияние черезмерно громкого длительного потока музыки, не соответствующей жизненным ритмам ребёнка (пульсу, дыханию, моторике движений и возрасту).
  •  Помнить: главное в работе с детьми не «научи», а «не навреди»!

Невозможно заставить детей полюбить рисовать, петь, танцевать; можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Не забывать, что игра, игровой метод, пропитывающий все виды музыкальной деятельности – одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дан краткий теоретический анализ проблемы исследования, описаны подходы к практическому использованию в условиях ДОУ...

Презентация "Музыкально-ритмические движения как средство здоровьесбережения детей раннего возраста"

Презентация опыта работы по применению музыкально-ритмических движений с целью здоровьесбережения....

Как музыкально-ритмическая деятельность влияет на развитие детей дошкольного возраста?

Что включает в себя музыкально-ритмическая деятельность и для чего она нужна детям дошкольного возраста?...

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста...

«Положительное влияние занятий в бассейне на психофизическое развитие детей дошкольного возраста»

Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка — содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует действие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значит...

Музыкально-ритмическое занятие "Зимующие птицы" для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Музыкально-ритмическое занятие "Зимующие птицы" для детей дошкольного возраста 6-7 лет на закрепление знания детей о зимующих птицах через музыкальную деятельность....

Влияние музыкальной игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность, способствующую развитию музыкальных, художественных и творческих проявлений у детей дошкольного возраста....