Родительское собрание в старшей группе «Формирование математических представлений детей через нетрадиционные математические игры»
методическая разработка (старшая группа)

Лаптева Ирина Анатольевна

Родительское собрание в старшей группе 

«Формирование математических представлений детей через нетрадиционные математические игры»

Цель: Дать родителям представление о нетрадиционных математических играх, практические навыки использования этих  игр, рекомендации по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. Обогащение родительских представлений о формировании математических представлений через нетрадиционные игры у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

"Нет ничего проще,

чем изучать то, что интересно"

(А. Энштейн)

Добрый вечер, уважаемые родители! Рады вас видеть! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами отправимся в одну интересную и увлекательную страну. А называется эта страна - ТРИЗ.

Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в увлекательной форме развивает креативность, мышление, речь, логику. ТРИЗ учит решать нестандартные, открытые задачи. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель – фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер.

Дошкольный возраст уникален, и то как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Как научить детей выражать свое мнение, выражать свою точку зрения? Как помочь стать умным в жизни, приспособиться в быстроменяющейся нашей сложной действительности? Все мы надеемся видеть наших детей удачливыми, самостоятельными, счастливыми.

В дошкольном возрасте для решения вышеперечисленных задач наиболее приемлемым будет использование технологий ТРИЗ для развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления, они учат ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника.

«Математика всегда... остается для учеников трудной работой». Так утверждал полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор данное утверждение так же остается актуальным. Дошкольникам по-прежнему трудно усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания, которые в свою очередь формируют интеллектуальный уровень ребенка. Как сделать, чтобы, познавая математику, ребенок достиг успеха?

Если ребенок не называет формы или не различает цвета, окружающий мир не воспринимается им как целостная картина мира. Отсюда возникает проблема формирования математических представлений – сенсорики, науке о цвете, форме и величине предметов.

Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с дома, на улице, по дороге в детский сад, вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.

Эти игры не требуют, какой - либо подготовки. Важно только ваше желание и желание ребенка.

Предлагаю вашему вниманию игры, в которые играют ваши дети. Игры проигрываются вместе с родителями.

Метод морфологического анализа позволяет познакомить детей с различными признаками объектов: формами, цветом, размером и др.

 

Работа с признаком форма

Морфологическая таблица представляется как волшебная дорожка, где по горизонтали живут геометрические фигуры. По вертикали расположены объекты, которые «встречаются» с геометрическими фигурами в пустых квадратах. Дети мысленно представляют: какой формы будут объекты, если «встретятся» с геометрической фигурой:

- Какой формы будет объект?

- Чем это хорошо?

- Чем это плохо?

                  формы

 

объекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты выбирают родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Работа с признаком размер

Морфологическая таблица представляется как волшебная дорожка, где по горизонтали живут значки большого и маленького размера. По вертикали расположены объекты, которые «встречаются» со значками размера в пустых квадратах. Дети обсуждают варианты пересечения горизонтали и вертикали.

         - Каким размером станет объект?

         - Когда это хорошо?

         - Когда это плохо?

                  размер

 

объекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты выбирают родители

 

Аналогичная работа проводится с другими признаками.

 

Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет», она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

На первый взгляд все чрезвычайно просто и зачем вообще о таком писать. Однако, играя в такую игру (взрослым это тоже полезно, да-да), оказывается, даже мы не всегда можем сообразить, какой вопрос существенно сузит перечень выбираемых вариантов.

Значит, есть такой важный навык – самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска. Именно этому учит игра «Да-Нет».

Игра «Да-Нет» на основе ориентировки в пространстве самая простая, с нее и следует начинать обучение. Объекты, среди которых нужно отыскать задуманный, могут располагаться

в одномерном пространстве: по горизонтали, по вертикали, в удалении;

в двухмерном пространстве: на плоскости;

в трехмерном пространстве : например, в комнате, коробке, шкафу.

Правила пространственной «Да-Нет»

Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве.

Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

Отгадывающий игрок должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства.

 

Игра «Да-нет» (линейная)  позволяет освоить одномерное пространство, учить детей ориентироваться в правой, левой стороне, формирует понятия выше – ниже, дальше – ближе.

Задача играющих: с помощью вопросов отгадать загаданный объект. Правило для играющих: находим середину, убираем половину; на вопросы играющих ведущий отвечает только словами «да» или «нет».

Для нахождения середины в линейной  «Да-нет» пользуемся несколькими приемами: середину можно найти:

- носом,

- руками,

- ногами,

- глазами,

- приемом «качели» (картинки выставлены в кармашки).

Игра «Да-нет» плоскостная формирует умение детей ориентироваться в двухмерном пространстве.

Игра организуется на плоскости стола. Для деления пространства используется шнур. При организации игры напоминаются правило: находим середину, убираем половину. Объекты выбирают родители.

Игра «Да-Нет» на классифицирование объекта по признакам.

Зачем это нужно. В нашем быстром мире ребенку нужно не только запоминать, что, скажем, самолет – это транспорт, а чайник – посуда, но и самому понимать, как классифицировать предметы, чтобы структурировать окружающую действительность. Традиционная педагогика этому пониманию не учит. А учит думать, как раз ТРИЗ с помощью «Да-Нет».

«Круги Луллия» - ТРИЗ технология

Основная цель работы с кругами Луллия — освоение ребенком способа познания мира.

Это пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра нанизанные на стержень. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.

Данное пособие:

• формирует у дошкольников понятие «объект»«признак»«проявления признака», знакомит с именами признаков;

• учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;

• развивает навыки фантастического преобразования объектов; воображение, гибкость мышления.

Системный оператор можно использовать при рассмотрении геометрических фигур:

  1. Название фигуры
  2. Части фигуры
  3. Где встречается геометрическая фигура

Объект выбирают родители

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.

         Существует ещё много игр.

Логическая игра «Колумбово яйцо» - это головоломка - пазл, состоящая из геометрических фигур, которые образуют яйцо. В данной игре дети знакомятся с геометрическими фигурами. Собирают целое из частей. Составляют картинки по образцу, затем по замыслу. Проявляют фантазию, внимательность думают и размышляют. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Правила игры:

- При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.

- Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Игры с палочками Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной  активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и упражнения с волшебными палочками «Знакомство»

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.

10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной и т.д.

Игра «Танграм»

Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, Ей более тысячи лет. она увлекательна и полезна. В переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы. Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы они все.

Логические задачки

При помощи таких задач отрабатывается логическая операция - ОТРИЦАНИЕ, которая производится с помощью «не». Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. Решение, таких задач требует концентрации внимания, развивают память и сообразительность.

Найди закономерность и подбери пару к слову.

Птица - перья. Рыба -. (чешуя)

Огурец - овощ. Ромашка.

Учитель -школа. Врач.

Стол -скатерть. Пол.

Утро -завтрак. Вечер.

Человек -руки. Кошка.

Догадайся, о ком или о чем говориться.

Зеленый, длинный, сочный. (огурец)

Бурый, косолапый, неуклюжий. (медведь)

Холодный, белый, пушистый.(снег)

Подбери слова противоположные по смыслу.

Черный -белый.

Большой.

Веселый.

Ответь на вопросы. Назови разные профессии.

Кто варит обед?

Кто строит дома?

Кто пишет стихи? И т.д.

Итог

Применение таких игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matematicheskih_predstavleniy.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в старшей группе «Формирование математических представлений детей через нетрадиционные математические игры»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Обучение грамоте через дидактическую игру».

Познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия; направленными на нахождение слов с заданным звуком, определение ...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»

Цель собрания: Способствовать речевому развитию детей и способы вовлечения родителей в жизнь группы....

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собранияв старшей группеТема: «Нравственное воспитание детей через сказку» Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравс...

Родительское собрание в старшей группе «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников»

laquo;Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников&r...

Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»

Родительское собрание способствует  укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...