Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
консультация (средняя группа)

Селезнёва Мария Анатольевна

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся творческого и художественно-эстетического воспитания.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Отчет

 по самообразованию педагога

Тема: «Театрализованная  деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Выполнила: воспитатель Селезнева М.А.

 

Актуальность

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся творческого и художественно-эстетического воспитания.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Обществу необходим человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  

Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с дошкольного   возраста.

Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.

Заинтересовавшись вышесказанным, я решила углублённо работать с детьми по теме: «Театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание условий для развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, учитывая особенности каждого ребенка. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности и совершенствование коммуникативных качеств личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи:

Работа с детьми.

1.        Развивать интерес к театрально–игровой деятельности, создавать необходимых условий для ее проведения.

2.        Закреплять представление об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3.        Формировать умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях, развивать воображение, творческое мышление, умение креативно мыслить.

4.        Развивать речь детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5.        Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6.        Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

7.        Развивать инициативу и самостоятельность детей в  театрализоавнной деятельности.

8.        Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.

Работа педагога (воспитателя).

1.        Повысить        собственный        уровень        знаний        путём        изучения        необходимой литературы по данному направлению.

2.        Включить        театрализованную        деятельность        в        воспитательно- образовательный процесс группы.

3.        Разработать        перспективный        план        работы        с        детьми        и        родителями        по данному направлению.

4.        Оформить в группе центр активности «Сказка – наш друг», создать картотеку театрализованных игр для детей среднего  дошкольного возраста.

5.        Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер – классы, родительские собрания).

Работа с родителями.

1.        Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

2.        Осуществлять взаимодействие с родителями.

3.        Привлечь родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми.

Результаты работы по теме самообразования:

  •  формирование креативного мышления, умения проявлять свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.
  • развитие  связной  речи, обогащение словаря, что  способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение;  познавательные процессы фантазии). Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным.
  • Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

Результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

 В своей работе я использовала такие методы и приёмы, которые предполагают создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций – моделей, в которых они будут осваивать способы художественно – творческой деятельности (метод моделирования ситуаций); которые предполагают введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса (метод творческой беседы); которые дают возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

  Необходимо отметить, что я так же использовала прямые (показ способов действий) и косвенные (побуждение ребёнка к самостоятельному действию) приёмы; приёмы,  направленные  на активизацию устойчивого интереса детей к окружающему, проявлению своих возможностей в активной игровой, двигательной,  коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности; на расширение кругозора; формирование игровых навыков, общеречевых умений, самостоятельности.

         Мною были определены условия для развития и проведения театрализованной игры: определение места для игры; оснащение театрализованных игр – приобретение  разнообразных  театрализованных игрушки, обновление  декораций и атрибутов; обогащение опыта детей в театрализованной деятельности, развитие креативного мышления..

Важным компонентом, обеспечивающим организацию театрализованной деятельности, является правильно созданная предметно-развивающая среда, которая  должна являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.

  При создании предметно-развивающей среды я учитывала следующие принципы:

Принцип интеграции означает, что материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

Принцип открытости можно реализовать в разных направлениях: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «Я». Открытость обществу и открытость своего «Я» заключают в себе персонализацию среды каждой группы;

Принцип гибкого зонирования  - организация пространства с подвижными трансформируемыми границами зон, т.е. чтобы дети могли заниматься своим любимым делом, при этом, не мешая друг другу.

Принцип полифункциональности ориентирован на то, что предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип транформируемости, который связан с полифункциональностью предполагает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

     Понимая, что добиться успеха можно только в контакте с родителями. Для достижения эффективной работы по развитию  креативности детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы.

В ходе проведённой работы, мы убедились, что использование  театрализованной деятельности  способствует повышению уровня  креативного мышления у детей старшего  дошкольного возраста.

Для развития творческих способностей и креативного подхода  к театрализованной деятельности необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
  2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
  4. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
  5. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003
  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...

План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ  ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка» 2020год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя.Срок - 5 месяцев. Тема - Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка....

статья на тему Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко пр...