методическая тема "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Вариативная часть программы
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Срок реализации 5 лет (сентябрь 2018 – май 2023 год)
Цель: Развитие у дошкольников креативных качеств личности посредством театральной деятельности.
Задачи:
Для педагога:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .
Для детей:
- Развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
- Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;
- Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада;
-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу
Ожидаемые результаты:
- Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
- Привлечь детей и родителей к совместной театрализованной деятельности;
- Учимся импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- Научить робких и застенчивых детей включатся в театрализованную игру;
- Формируется умение свободно держаться на сцене;
Пояснительная записка
Что дети любят больше всего? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.
Игра – наиболее доступный для ребенка, интересный способ выражения эмоций и впечатлений.
Немецкий психолог Карл Гросс сказал: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Организуя театральную деятельность, стоит следовать одному из основных принципов обучения - учись играя, общайся с детьми на «их территории», территории игры.
А театрализованная игра – это эффективное средство развития творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды). Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства. Работа над культурой и техникой речи детей. Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста). Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Этапы реализации на 2018 – 2019 учебный год
1 подготовительный (сентябрь – декабрь)
- Подбор методической литературы
- Составление плана работы
- Ознакомление родителей
- Оформление центра книги и театра (совместно с родителями)
- Изготовление кукольного театра ( родители, воспитатели)
- Изготовление масок (родители, воспитатели)
- Шитье костюмов
- Разучивание песенок, потешек с детьми (родители, воспитатели)
- Создание картотеки пальчиковых гимнастик
2 этап реализации (январь – май)
С детьми:
- Слушание сказок, стишков, песенок
- Заучивание стихотворений, потешек
- Пальчиковые гимнастики и игры
- Игровые ситуации
- Просмотр кукольного театра
С родителями:
Папки – передвижки:
- «Кукольный театр в жизни детей. Как это важно»
- «Играем вместе с ребенком дома»
Фотовыставка
- «Я и моя любимая книга»
С воспитателями и специалистами:
- Пропевание простых песенок
- П/игры в зале и на свежем воздухе
- Показ кукольных театров
- Занятие «В гости к сказке»
3 этап реализации (май) итоговый
- Фотоотчет
- Развлечение «Путешествие по сказкам»
План по теме
Области развития | Виды деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры Беседы Подготовка и проведение праздников с родителями |
Познавательное развитие | Занятия Беседы |
Речевое развитие | Чтение сказок Рассматривание картинок, иллюстраций Пальчиковые игры Имитация и подражание |
Художественно – эстетическое развитие | Музыка: Прослушивание музыки, песенок Разучивание песенок Рисование: Традиционная техника Нетрадиционная техника Аппликация: Традиционная техника Нетрадиционная техника Лепка: Традиционная техника Нетрадиционная техника |
Физическое развитие | Подвижные игры с масками |
Совместная деятельность с родителями | Беседы, рекомендации Папки – передвижки Изготовление костюмов, кукольных театров Разучивание стишков, песенок Участие в праздниках, выставках, фотовыставках Участие в оформлении |
Совместная деятельность с педагогами ДОУ | Разработка сценариев Проведение праздников, занятий Оформление группы, зала Изготовление аттрибутов |
Перспективное планирование 2018 – 2019 учебный год
Сентябрь – октябрь проходит адаптация.
Ноябрь | 1 неделя | А.Барто «Мишка» Цель: Познакомить с содержанием; учить рассматривать рисунки, слышать и понимать воспитателя, проговаривать текст. | Лепка «Пряники для Мишки» Цель: Скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка сплющивать его, соблюдать правила работы с ним. |
2 неделя | Рассматривание игрушек. Цель: Учить описывать игрушку и действия с ней | «Пошел котик на торжок» р.н. песенка Цель: Познакомить с содержанием песенки, учить слушать, повторять текст. | |
3 неделя | «Петушок, петушок…» р.н. песенка Цель: Познакомить с содержанием, учить рассматривать, пропевать вместе с воспитателем. | «Зернышки для петушка» лепка Цель: учить скатывать из маленьких кусочков пластилина шарики | |
4 неделя | «Вышла курочка гулять» инсценировка р.н. песенки Цель: Развивать навыки общения, выполнять движения по тексту, воспитывать интерес к игре – инсценировке. | «Репка» показ наст. театра по р.н.с. Цель: вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи, учить выполнять действия о которых говорится в сказке. | |
Декабрь | 1 неделя | Игровое упражнение «У бабушки в гостях» (домашние животные) Цель: формировать доброе и бережное отношение к окружающему миру, развивать речь. | «Петушок с семьей» сказка на фланелеграфе Цель: Учить слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, имитировать и подражать им. |
2 неделя | «Наша Таня громко плачет» А.Барто Цель: Учить слушать внимательно, проговаривать текст за воспитателем. | «Козлятки и волк» р.н.с. Цель: Познакомить с содержанием сказки, вызвать желание поиграть в сказку, рассматривать рисунки – иллюстрации. | |
3 неделя | «Травка для козляток» лепка Цель: учить раскатывать из кусочка пластилина колбаску, воспитывать положительное и доброе отношение к животным. | «Грузовик» А. Барто Цель: Познакомить с содержанием стихотворения, в процессе рассматривания рисунка активизировать речь. | |
4 неделя | Слушание детских песен. Цель: Учить слушать песню, начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой. | «Большие ноги шли по дороге….» р.н. песенка Цель: Познакомить с содержанием р.н.п..обогащать и активизировать речь детей, учить эмоционально откликаться на музыку, выполнять движения под музыку. | |
Январь | 1 неделя | Каникулы | |
2 неделя | |||
3 неделя | «Зайка» А.Барто Цель: Познакомить с произведением, учить слушать внимательно, проговаривать текст с интонацией, активизировать речь. | «Заяц Егорка» р.н.песенка Цель: Познакомить с содержанием, учить угадывать животное по описанию, активизировать речь детей. | |
4 неделя | «Зайка серенький сидит» музыкальная игра Цель: Выполнять движения согласно тексту, развивать музыкальные и творческие способности. | «Репка» инсценировка сказки Цель: Развивать творческие способности, выполнять движения по тексту, вызвать желание участвовать в инсценировке. | |
Февраль | 1 неделя | «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак Цель: Познакомить с содержанием произведения, рассматривать иллюстрации к сказке, активизировать речь детей. | «Спрячь мышонка в норке» рисование Цель: учить работать с карандашом, закрашивать норку, вызвать желание помочь мышонку. |
2 неделя | «Маленький ежик» песенка Цель: Принимать активное участие в пропевании песенки. Развивать творческие способности. | «Теремок» театрализованный показ сказки Цель: Повторить содержание сказки, развивать способность следить за действием воспитателя, вовлекать детей в инсценировку, активизировать речь. | |
3 неделя | «Лесные жители» игровое упражнение Цель: Учить внимательно слушать и наблюдать, выделять яркие характерные особенности животных; формировать способность детей к диалогической речи; подражать животным, развивать творческие способности. | «У куклы Маши день рождение» игровая ситуация Цель: Учить накрывать на стол, создать атмосферу праздника, вызвать желание быть активными участниками праздника. | |
4 неделя | «Где мой пальчик?» стихотворение Н. Саксонской Цель: Познакомить с произведением, учить обыгрывать вместе с воспитателем, обогащать словарь. Развивать творческие способности. | «Обновки» стихотворение П. Воронько Цель: Познакомить с произведением, вызвать эмоциональную отзывчивость на стихотворение, активизировать речь детей. | |
Март | 1 неделя | «Курочка Ряба» инсценировка р.н.с. Цель: Вспомнить сказку, вызвать желание обыграть, проговаривать слова, учить подражать героям сказки, развивать творческие способности. | «Зайчик» стихотворение В. Хорола Цель: Познакомить с содержанием стихотворения, развивать память, развивать умения выполнять упражнения при обыгрывании. |
2 неделя | «Три медведя» сказка Л.Н.Толстого чтение Цель: Познакомить с содержанием сказки, учить с интересом рассматривать иллюстрации, вызвать желание дослушать сказку до конца. | «Три медведя» театрализованный показ сказки Цель: помочь вспомнить содержание сказки, поощрять желание участвовать в инсценировке сказки, развивать память. | |
3 неделя | «Играем в пальчиковые игры» Цель: Развивать мелкую моторику рук. | Просмотр мультфильмов. Цель: Вырабатывать усидчивость, вызвать эмоциональный отклик. | |
4 неделя | «Три медведя» показ сказки с участием детей (по желанию) Цель: Развивать актерские способности, активизировать речь | П\и «У медведя во бору» Цель: учить выполнять движения по тексту, подражать животным | |
Апрель | 1 неделя | Игровая ситуация «В гости к бабушке» Цель: вспомнить животных, учиться подражать звукам и жестам. | Игра «Кто что делает» Цель: развивать игровые навыки |
2 неделя | «Кораблик» А. Барто Цель: Познакомить с произведением, развивать речь. | Р.Н.С. «Маша и медведь» Цель: познакомить с произведением, учить подражать героям. | |
3 неделя | «Котенок» Стих В. Берестова Цель: познакомить с произведением., развивать речь | «Девочка – ревушка» А.Барто Чтение Цель: познакомить с произведением, развивать речь | |
4 неделя | Кукольный театр «Кот, петух и лиса» (взрослые) Цель: Создать детям радостное настроение. | Занятие «В гости к сказке» Итоговое Цель: Закрепить знания, развивать речь, актерские способности |
План работы на 2019 – 2020 учебный год
Цель: Продолжать приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.
Задачи:
- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
- Формировать представление о различных видах театра, развивать речь, воображение, мышление;
- Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Перспективное планирование на 2019 – 2020 учебный год
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Работа с родителями | Необходимые материалы и оборудование | |
Сентябрь | Чтение р.н.с. «Колобок» с рассматриванием картинок | Чтение и заучивание потешек | Просматривание мультфильма сказки «Колобок» | Показ кукольного театра «Колобок» с участием детей | Беседа с родителями о необходимости играть в театр | Книга сказок; набор картинок; телевизор; кукольный театр; |
Октябрь | Театрализованные игры: «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки». | Разучивание стихотворений к празднику осени | Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят», с использованием картинок | Подвижные игры с масками, с имитированием движений животных | Предложить родителям поучаствовать в изготовлении театра | Маски, костюмы; Книга со сказками; Картинки сюжетные |
Ноябрь | Театрализованная игра «Теремок» с использованием костюмов. | Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику | Разучивание стихов ко Дню Матери (эмоционально, выразительно) | Мимические этюды с жестами. (Грустное лицо; улыбка; удивлен…) | Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома. | Костюмы героев или маски; Стихи; Картинки для игры «Мимические этюды»; |
Декабрь | Двигательные этюды. (Название этюда. Действия детей) | Чтение сказки «Рукавичка» с использованием фланелеграфа | Репетиция с детьми новогодних утренников | Репетиция с детьми новогодних утренников | Привлечение родителей к изготовлению костюмов на новый год | Карточки для игры «Двигательные этюды»; Книга со сказками, театр для фланелеграфа «Рукавичка»; Сценарий новогоднего утренника |
Январь | Каникулы | Слушание музыкальных произведений с обыгрыванием. | Чтение сказки Сутеева «Кто сказал «мяу»?» с использованием презентации | Просмотр мультфильма «Кто сказал «мяу»?» | Индивидуальные беседы с родителями, о важности игры в театр дома. | Ноутбук с музыкальными произведениями; Телевизор; Книга со сказкой |
Февраль | Чтение сказки «Репка» с использованием сюжетных картинок | Репетиция сказки «Репка» с участием детей | Репетиция сказки «Репка» с участием детей | Драматизация сказки «Репка» с участием детей | Привлечение родителей к драматизации сказки: подборка костюмов | Книга со сказкой; Сюжетные картинки; Костюмы и маски героев сказки; Музыкальное сопровождение; Ширма с атрибутами для сказки |
Март | Участие в празднике 8 марта. Заучивание песен, стихов | Чтение произведения «Посидим в тишине» | Чтение произведения «Кошкин дом» | Обыгрывание произведения «Кошкин дом» | Папка – передвижка «Мастерим театр своими руками» Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм в театр | Сценарий праздника; Произведение А.Барто; Книга со сказками; Аттрибуты к сказке «Кошкин дом»; Информация для родителей в виде буклетов |
Апрель | Чтение стихотворений А. Барто с обыгрыванием | Игры миниатюры «Мое настроение» и «Кошки – мышки» | Чтение сказки «Теремок» с использованием сюжетных картинок | Беседа по сказке «Теремок», заучивание фраз героев, подготовка к драматизации | Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к сказке. | Книга с произведениями А. Барто; Картотека игр – миниатюр; Книга со сказкой «Теремок» и Сюжетные картинки; Костюмы, аттрибуты |
Май | Игра «Нарядись» в центре ряжения | Показ кукольного театра «Колобок» (перчаточный) детьми. | Рассказ сказки по сюжетным картинкам в центре театра. | Чтение сказки по выбору детей | Рекомендации родителям на лето | Костюмы из центра ряжения; Персонажи кук. театра; Книга со сказками; Сюжетные картинки по сказкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-885945-1485769555.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...
План самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
План самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-542129-1511003581.jpg)
План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...
Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Воспитатель: Ревина И.И.Октябрь 2017Консультация для воспитателей на тему:«Изобразительная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»Дошкольный возраст &mdash...
План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».
АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204164-1578475917.jpg)
"Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204164-1578475917.jpg)
Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
laquo;Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...