Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка» 2020год
методическая разработка (младшая группа)

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя.Срок - 5 месяцев. Тема - Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» село Мамонтово

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка»

(Ф.И.О. педагога)                                                                                                    _Жигальцова Ольга Николаевна

(специальность)                                                                                                       Воспитатель

(образование)                                                                                                                    Высшее

(стаж педагогической работы)                                                                                                7 лет

(квалификационная категория)                                                                                                        1 кв.категория

(курсы повышения квалификации)                                                                    «Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»  23.06. 2016 «Использование it- технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» 24.05.2019

(дата начала работы над темой)                                                                                    Январь 2020 год

(предполагаемая дата окончания работы)                                                                        Май 2020год

2020г

Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка»

Цель: Повышение профессиональной компетентности и мастерства по теме; применение полученных знаний в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме «Нетрадиционные техники рисования», посещения  открытых занятий педагогов  ДОУ;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Оформить картотеку нетрадиционных техник рисования;
  • Подготовить выступление на педсовете и методобъединении;
  • Подготовить консультации и мастер - класс для родителей;
  • Дать открытое занятие для педагогов ДОУ

Актуальность

На занятиях по рисованию я обратила внимание на нежелание детей рисовать, на отсутствие фантазии, воображения, на болезненное отношение к запачканным рукам краской. На предложение –« Давай порисуем» дети отвечают – Я не умею. Нетрадиционные техники рисования я применяла в работе с детьми старшего дошкольного возраста, но тогда у меня не вставал вопрос  о развитии умения рисовать традиционным способом. Нетрадиционные техники рисования в данном случае, обогащали опыт   изображения  разных предметов  у детей.  Сейчас встал вопрос  о применении нетрадиционных техник рисования для того, чтобы развивать у детей интерес к рисованию, к умению воображать, фантазировать, не боятся  пробовать изображать разные предметы, находить в этом процессе удовольствие от полученного результата, развивать мелкую моторику и тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мышление, усидчивость.  Я считаю, что дети умеют всё, просто им не показали, не дали попробовать, отбили желание негативным комментарием. Поэтому я поставила перед собой задачу более тщательно изучить виды и применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста для их творческого  развития.

 Положительное влияние нетрадиционной техники рисования  на творческое развитие ребенка происходит только в том случае, если педагог правильно использует методы и приемы работы с детьми.

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: - показ жестом; - показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями. С детьми своей группы на начальном этапе мной использовался прием изображения вместе с ребенком, ведя его руку. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке, детям не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучает детей  ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия я обязательно показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.

Словесные методы и приемы обучения

К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу я использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения, словесные указания применяю редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.

Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе я начинаю с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения поставленной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Принцип  развивающего обучения  заключается  в  правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей  решения  задач;  стимулируют  к  творческим  поискам  и  находкам,  развивают наблюдательность.

5.Принцип доступности материала.

6. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Предварительный этап

Январь: Изучение методической литературы

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

4. Изучение интернет – ресурсов  http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac191.htm

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

1.Непосредственно образовательная деятельность. 2.Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего возраста по художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами.

3. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

4.Беседы,чтение и обсуждение художественных произведений.

5. Дидактические игры.

6.Оформление выставок

1.Выступления на педсоветах и методобъединениях. 2.Открытый показ НОД.

3.Мастер-класс по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

4.Консультация «Чудо нетрадиционной техники рисования»

1. Консультации в родительском уголке.

2. Проведение родительского собрания «Волшебные краски».

3.Групповые и индивидуальные беседы.

4.Оформление выставок.

5.Создание книжек – малышек с использованием нетрадиционных техник рисования.

Перспективное планирование работы по нетрадиционному рисованию в младшей группе

Месяц

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

Оборудование и материалы

Февраль

1. «Зимнее дерево»

НОД

Рисование ладонью и пальчиками. Развивать умение выполнять технику – оттиск ладонью (крона дерева), рисование прямых и волнистых линий пальцами (снег и ствол дерева), прием – тычка пальцем (снежинки)

Белая плотная бумага, гуашь синего цвета, миски под краску, салфетки

2. «Пушистик»

Совместная деятельность

Развивать умение изображать животных, используя технику рисования поролоновым тампоном.

Тонированный лист бумаги с силуэтным изображением зайчика, миска с гуашью, ватные палочки, салфетки.

3. «Угощение для снегиря»

НОД

Рисование пальчиками. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. 
Закреплять умение изображать предметы круглой формы (ягоды) рисовать пальчиками, 
Развивать чувство композиции.

Плотный лист бумаги с изображением снегиря, миска с гуашью красного цвета, салфетки

1. «Цветы для мамы»

Совместная деятельность

Развивать умение изображать цветы (тюльпаны), используя технику оттиск ладони

Лист бумаги, миска с гуашью, салфетки

2. «Подводное царство»

Совместная деятельность

Познакомить с новой техникой рисования – по мокрому листу. Развивать умение смешивать цвета, чувство композиции.

Плотный лист бумаги, поролоновый тампон, миски с красками, кисти, салфетки

Март

3. Дымковская игрушка»

НОД

Рисование ватными палочками. Развивать умение наносить узор по кругу, клетку, волнистые линии. Развивать цветовосприятие.

Белый лист бумаги с силуэтом дымковского оленя, мисочки с красками разного цвета, ватные палочки.

4. «Подснежники»

Совместная деятельность

Оттиск печатками. Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину предмета. 
Закрепить умение с помощью печатания передавать образ цветка, передавать цвет. Развивать чувство композиции.

Лист белой бумаги, гуашь,  печатки, салфетки.

1. «Звездное небо»

Совместная деятельность

Печать поролоном по трафарету.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. 
Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Тонированная бумага , гуашь, трафареты, поролоновый тампон, эскизы, иллюстрации. 

2. «Птички – невелички»

Открытый показ НОД

Рисование ладошкой, пальчиками. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Лист бумаги, миска с гуашью, салфетки

Апрель

3. «Тюльпаны»

Совместная деятельность

Рисование вилкой.

Познакомить с новой техникой рисования, развивать умение оставлять оттиск вилкой на бумаге, дорисовывать стебель и листья , выбирая технику рисования самостоятельно.

Лист бумаги, миска с гуашью, пластиковые вилки, салфетки

1. «Салют Победы»

Совместная деятельность

Рисование мятой бумагой по мокрому листу.

Развивать умение передавать образ праздничного салюта, развивать цветовосприятие, умение смешивать цвета.

Тонкая бумага, Листы плотной белой бумаги, поролон, краски, салфетки.

2. «Цветущее дерево»

НОД

Рисование мятой бумагой, ватными палочками.

Развивать умение мять бумагу, оставлять оттиск мятой бумагой (крона дерева), использовать разные техники рисования

Тонкая бумага, Листы плотной белой бумаги, ватные палочки, краски, салфетки.

Май

3. «Цветущий луг»

Совместная деятельность

Развивать умение использовать разные нетрадиционные приемы рисования  при создании рисунка. 

Плотный лист бумаги, ватные палочки, тонкая бумага, печатки, поролоновые тампоны, краски, салфетки

Практические выходы:

1.Выступление на педсовете (Февраль)

Тема : Представление индивидуального плана по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка». Форма представления - презентация.

2.Проведение родительского собрания «Волшебные краски» (Март).                       Форма проведения – мастер –класс.

3.Офрмление папки-передвижки «Нетрадиционная техника рисования – развитие творческой личности дошкольника»

4.Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности (Апрель).                                                                                                                                   Тема: «Птички – невелички»

5. Создание картотеки.                                                                                                     Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6. Проведение мастер-класса для педагогов (Май)                                                              Тема: «Нетрадиционная техника рисования – развитие творческого потенциала педагога».

7. Отчет о проделанной работе.

Литература и интернет-ресурсы:

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011

5.  интернет – ресурс  http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac191.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

План самообразования На тему: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.»

Тема самообразования: нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность: В истории педагогики проблема творчества всегда была акт...

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....

Индивидуальная программа саморазвития на тему: " «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»

Индивидуальная программа саморазвития на тему :: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»...