Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Болдина Елена Александровна

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchen_ie_opyta_netrad.appl_.docx520.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

«Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

C:\Users\User\Desktop\ЛЕНА АТТЕСТАЦИЯ\отослать\фото\DSCN4258.JPG



Подготовила:

воспитатель

Болдина Е.А.

Цимлянск, 2017г.

Содержание

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л.С.Выготский)

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, в том числе аппликация Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника:Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. Нравственное воспитание- изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Проработав несколько лет и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация.

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях. Также заняться проблемой детского художественного творчества подтолкнули меня наблюдения за работой детей с разными материалами. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в аппликации неплохой - они работают разными материалами, осваивают различные приёмы и способы. Дети ориентированы на создание предметных плоскостных аппликаций или отдельных образов из бумаги, картона, природного и бросового материалов. Но в работах детей – не было фантазии и творчества, а все это способствует снижению интереса детей к данным видам продуктивной деятельности.

Новизна Предложенная работа по нетрадиционным техникам аппликации позволит повысить технику выполнения аппликации и формированию у детей художественные способности.

Практическая значимость: материалы из предложенной работы могут быть использованы в практике педагогов ДОУ.

Цель: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации.

Задачи моей работы:

1. Учить детей способам работы с различными видами изобразительных материалов ;

2. Развивать речевую активность через различные виды нетрадиционных техник аппликаций;

3. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

4. Развивать детскую художественную одаренность средствами нетрадиционных художественных техник ;

5. Развивать эстетическое восприятие детей;

6. Создать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации среды для развития продуктивной деятельности через нетрадиционные техники аппликаций;

7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально;

Свою работу по данной теме я строила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный. Цель – выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий.

Диагностическое обследовании было проведено в сентябре 2016г. Были обследованы 10 детей старшей группы "Кораблик".Диагностическое обследование было проведено на базе МБДОУ. При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом для того, чтобы определить уровень развития творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста:

 высокий уровень - 1 детей(10%)

 средний уровень - 3 детей (30%)

 низкий уровень – 6 детей (60%).

А так же на определение техники выполнения аппликации был использован дианостический инструментарий,созданный на основе методического пособия  «Мониторинг в детском саду»,Т.И.Бабаевой,А.Г.Гогоридзе,2010 – 592 с. (Приложение № 3)  высокий уровень - 3 детей(30%)

 средний уровень - 3 детей (30%)

 низкий уровень – 4 детей (40%).

2 этап – основной (практический). Цель: активная работа по обучению детей нетрадиционным техникам аппликации в рамках работы кружка "Волшебные пальчики"

3 этап – заключительный.Подведение итога работы. Обобщение опыта.

Для реализации поставленных задач я организовала кружок "Умелые ручки". Мною было составлено примерное календарно-тематическое планирование. Занятия кружка запланировала проводить один раз в 2 недели, во второй половине дня.

Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

В примерном календарно-тематическом планировании я запланировала познакомить детей со следующими видами нетрадиционных техник аппликации:

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники.

Обрывная аппликация

Заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесённого контура изображения. Техника обрывной аппликации очень проста, доступна детям младшего дошкольного возраста. Очень нравится детям. Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук.

Салфеточная аппликация

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работы, выполненные в данной технике, отличаются оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Торцевание

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.

Аппликация из ниток

Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок,нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать.Интересные работы получаюся, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету.

Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография.Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу. Детки младшего возраста придут в восторг от выполнения простейших аппликаций в виде гусеницы, цветка или снеговика. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественного эксперимента расширяется.

Аппликация из природного материала

- из засушенных растений

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

- из семян и круп .

Для работы можно использовать различные круппы и семена. В своих первых работах использовали технику посыпания, когда на смазанную клеем поверхность, посыпается крупа, остатки стряхиваются. Следующие работы усложнялись: добавился горох, который нельзя просто насыпать, а необходимо выкладывать.Это занимает гораздо больше времени. Еще одна техника – этовдавливание. На основу наносим пластилин, после чего крупныекруппы (фасоль, горох) в него вдавливаются. Работа с крупами прекрасно развивает мелкую моторику. Кроме этого дети узнают, как называются круппы, какие каши из них получаются

Аппликация из конфетти

Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку.Аппликации получаются яркие и интересные.Детям очень нравится данный вид аппликации.

В своей работе я использовала следующие педагогические принципы:

1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в изобразительную деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционных техник изображения.

2. Принцип наглядности. Этот принцип позволяет формировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности.

3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый путем постепенного овладения практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники аппликации.

4. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей, использование физминуток, пальчиковой гимнастики, дидактические игры.

5. Принцип индивидуализации, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей: темперамент, характер, интересы и др.

6. Принцип связи речи с психическими процессами, заключающийся в одновременном развитии творчества детей, обогащении и расширении лексического запаса, развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение стихотворений, рассказывание ребенком о своей аппликации и т.д.

      Следуя этим принципам у детей будет сформирован больший интерес к изобразительной деятельности и окружающему миру в целом, они научатся думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности. Таким образом, использование нетрадиционных техник в работе с детьми, способствует их всестороннему развитию.

Результативность:

Обучение:

-Овладение простейшими нетрадиционными техниками аппликации;

-Представление о свойствах предметов;

-Появление познавательной активности.

Развитие:

-Развитие мелкой моторики

-Проявление самостоятельности в выборе средств и материалов

Воспитание:

-Навыки общения в совместной деятельности;

-Уверенность в собственных силах

-Устойчивый интерес к занятиям

Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей: работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе.

Повторная диагностика на определение творчества в апреле 2017 г. показала положительную динамику: высокий уровень - 4детей(40%) · средний уровень - 6 детей (60%) · низкий уровень – 0 детей и на определение технических умений в аппликации: высокий 70%, средний – 20%, низкий – 10%.

Сравнительная дианостика творческих способностей детей на начало и на конец года.

         У детей сформировался больший интерес к изобразительной деятельности и окружающему миру в целом, они научились думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности. Таким образом, использование нетрадиционных техник в работе с детьми, способствует их всестороннему развитию.

Вывод:

         В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах нетрадиционных техник аппликаций, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам аппликации. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, использовать разные техники аппликации. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Аппликации детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Перспектива:

  • Продолжить работу по освоению нетрадиционных техник аппликации за счет новых техник: «декупаж», «алмазная роспись» и дрю;
  • Разработать методические рекомендации для педагогов по нетрадиционным видам аппликации.

Приложение 1

Тестирование Э.П.Торренса

Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость,точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление –это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение № 3), простой или черный карандаш. Испытуемому предлагалось: Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0. Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т.д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла.

Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов,раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями,хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2: Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления. Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей. Оценка результатов : Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).

Приложение № 2

Перспективное планирование

Месяц

Название

Техника аппликация

Цель:

с

е

н

т

я

б

р

ь

Диагностика

«Ёж».

Аппликация из резанных шерстяных нитей

Цель: формировать умение составлять композицию, развивать чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать шерстяные нитки на клей; воспитывать интерес, аккуратность в работе, самостоятельность,  трудолюбие, усидчивость.

 « Домик в деревне»

Обрывная аппликация

Цель: формировать умение составлять композицию из мелко нарванных кусочков бумаги, развивать чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение скреплять детали по способу собирания пазла(мозаики); воспитывать интерес, аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

о

к

т

я

б

р

ь

«Осеннее дерево»

Аппликация из резанных шерстяных нитей

Цель: формировать умение нарезать пряжу и деталей по шаблону, упражнять в наклеивании мелко нарезанной пряжи, продолжать работу по формированию грамматического строя речи (согласовывать существительное в падеже, продолжать учить описывать дерево, подбирая прилагательные).

«Осеннее дерево»

Пластилинография

Цель: научить выполнять поделку в технике «пластилинография», закреплять приемы скатывания, надавливания, размазывания. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность.

н

о

я

б

р

ь

«Весёлые снеговики»

Обрывание и скатывание

Цель: учить детей технике обрывания и скатывания; учить детей обрывать  и скатывать салфетки; развивать умение детей подбирать элементы для украшения образа самостоятельно с помощью цветных бумаг. Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе.

«Снегири на ветке.»

Квиллинг

Цель:  научить новым приёмам работы с бумагой, рассказать о последовательности и приёмах изготовления фигурки  из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги;  развивать воображение; творческие способности; развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к труду

д

е

к

а

б

р

ь

«Елочка»

Скручивание салфеток в жгутики

Цель: учить детей скатывать салфетки в жгутики, составлять композицию; развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление.

«Балерина»

Торцевание

Цель: Знакомить детей с новой техникой аппликации; закреплять умение нарезать квадраты нужной формы; учить с  помощью клея и карандаша закреплять их на поверхности, развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость, аккуратность.

я

н

в

а

р

ь

«Веселый

снеговик»

Аппликация из

ватных дисков

Совершенствовать

умения детей создавать

композицию из

отдельных деталей

«Пингвины»

Аппликация из

разных техник

Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации

(разрывание, обрывание,выщипывание,

сминание) и показать её изобразительно-выразительные

возможности.

ф

е

в

р

а

л

ь

«Три медведя»

Обрывная аппликация

Цель: формировать умение составлять композицию из мелко нарванных кусочков бумаги, развивать чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение скреплять детали по способу собирания пазла(мозаики); воспитывать интерес, аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

«Герои сказок»

«Аппликация из ниток и ткани»

Учить делать

аппликацию, используя

ткань разной фактуры,

мех, кожу и нитки.

м

а

р

т

«Цветы – подснежники»

Салфеточная

аппликация

Цель: учить детей скатывать салфетки в жгутики, составлять композицию; развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление.

«Цветочное панно»

Аппликация из

яичной скорлупы

Цель: создание панно в технике «мозаика» с использованием

окрашенной яичной

а

п

р

е

л

ь

«Попугай»

Объемная аппликация

Цель: учить составлению изображения, с использованием выразительных средств линии, цвета, формы, объема. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые и тонкие жгутики

«Веточка мимозы»

Тычкование

Цель: совершенствовать

приемы скатывания

бумаги в шарики,составлять композицию; развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление.

м

а

й

«Волшебница-

Весна»

Аппликация из разных нетрадиционных техник

Цель: развитие творческой

активности детей и

проявление интереса к

созданию аппликации

нетрадиционными

методами.

Диагностика

Список литературы

- Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 2003

- Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2012

- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста: - М.: Просвещение, 2014.

-Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.

- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2008

- Интернет-ресурсы. http://maam.ru,  http://nsportal.ru , http://infourok.ru.

- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветные ладошки», 2013.

- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2014.

- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

- Хрестоматия для чтения детям в детском саду – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016(составлена с учетом ФГОС).

- «Мониторинг в детском саду»,Т.И.Бабаевой,А.Г.Гогоридзе, М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2010 – 592 с.

Автор составитель: Болдина Е.А.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Обобщение опыта работы по теме: «Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошк...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В.  «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»...

нетрадиционные техники аппликации, как средства развития творческой личности детей

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...