нетрадиционные техники аппликации, как средства развития творческой личности детей
статья по аппликации, лепке

Вострухова Юлия Николаевна

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.В. Сухомлинский говорил, что ребёнок по природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нетрадиционная аппликация32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Центр образования №7

имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича

Судейского» (учебный корпус №1)

ОПЫТ РАБОТЫ

воспитателя

Воструховой Юлии

Николаевны

 

Тема: «Нетрадиционные техники аппликации,

как средства развития творческой личности детей»

                                    г. Тула, 2023 год

                                                           2. ВВЕДЕНИЕ

   Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. Сухомлинский говорил, что ребёнок по природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

   Один из распространённых видов изобразительного искусства – аппликация, даёт большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, а также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку с недоразвитием речи (ОНР).

   Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

-внимание;

-мышление;

-координация;

-воображение;

-наблюдательность;

-зрительная и двигательная память;

-речь.

   Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находиться на кончике его пальцев». Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

   Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.

   Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществлять и определять степень готовности каждого ребёнка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

   Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но в процессе её изготовления у ребёнка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, ребёнок приобщается к творчеству, переживает радость созидания; лучше представляет, осознаёт, что он делает, и знает, какой затем получит результат.

   Самодельные подарки и игрушки - не только осязаемый результат увлекательных занятий с различным материалом, но и невидимый для глаз - развитие нестандартного мышления и воображения. Ваша фантазия плюс немного терпения, а в результате - красивая и оригинальная вещица, которую невозможно купить в магазине!

                                              3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

                                                         Детское сердце чутко к призыву творить

                                                                       красоту... важно только, чтобы за

                                                                              призывами следовал труд.

                                                                                                                 В. А. Сухомлинский

    Актуальность темы связана с тем, что жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

   Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу. Аппликация -одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

  Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

  Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Как отмечают ряд авторов (Т. Г. Казакова) занятия должны быть направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения (Н. А. Ветлугина).

  Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно - выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

  Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.

  Цель любой аппликации - развитие пространственного воображения детей, использование геометрических форм круга и прямоугольника для составления силуэтов, закрепление навыков работы с трафаретом. Эта работа способствует развитию глазомера и умению составлять единое целое из мелких дроблёных частей. Основа - фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых материалов. Чаще всего применяю цветной картон или плотную бумагу. Размер основы зависит от масштаба и темы аппликации.

  Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребёнка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления - на уровне ощущений он познаёт фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.

   Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку. Сначала ребёнку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество. Он стремится как можно аккуратнее наклеить предмет, а после полюбоваться на свою работу, рассказать. Какой цвет он выбрал. Что может делать этот предмет, и какая у него получилась аппликация.

НОД аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.

  Развитие речи.

НОД аппликацией одновременно являются и НОД по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

  Ознакомление с окружающим миром.

Для занятий подобраны сюжеты, близкие возрасту детей. Они помогают систематизировать уже имеющие у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты аппликаций желательно обыгрывать с помощью игрушек. Материал занятий позволяет дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.

   Развитие фантазии и творчества.

Занимаясь аппликацией, мы предполагаем совместную работу взрослого и ребёнка. Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет аппликации. В начале обучения необходимо показать детям, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определённую свободу при изготовлении аппликаций, дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

   Социальное развитие.

Некоторые НОД предполагают создание коллективной работы - дети под руководством взрослого создают вместе одну большую аппликацию. Здесь дети приобретают важные социальные навыки: учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т. п.

   Личностное развитие. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.

   На каждой аппликации напишите дату её создания и имя автора. Лучше складывать аппликации каждого ребёнка в отдельную папку. Можно подшивать работы - получится альбом, а если дополнить его небольшими текстами (1-3 коротких предложения), то получится книжка. Её можно читать вместе с ребёнком и его друзьями, показывать знакомым. А красивые аппликации, например, открытки станут хорошим подарком близким и друзьям.

   Периодически мы организовываем выставки работ. Не забывайте, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите детей и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

   Эстетическое развитие. Занимаясь аппликацией предлагайте детям разные виды цветной бумаги и картона, а также бархатную и папиросную бумагу. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Можно использовать также старые журналы, упаковочную бумагу и т. п.

   Большая роль в аппликации принадлежит её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определённое содержание.

   Занимаясь аппликацией, дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становиться возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

   НОД по аппликации воспитывает у дошкольников одну из важнейших черт - коллективизм, умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребёнка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

  Значение аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду». Автор практически показал пути применения разных методов и приёмов овладения техникой аппликации.

  Аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных творческих способностей и эстетического вкуса.

3.1. ОТ АВТОРА

   В основной образовательной программе ДОУ, аппликация включает лишь традиционные техники работы.

   В своей работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня очень заинтересовала эта тема.

   Основываясь на своем опыте, стараюсь максимально создавать условия для творческой деятельности детей.

   Работая в группе с ОНР (недоразвитие речи у детей) я часто наблюдаю, с какими трудностями приходиться сталкиваться детям при работе пальчиками. У малыша пропадает желание, он не всегда может довести начатое до конца.

   Поэтому в своей работе я стала использовать нетрадиционные формы аппликации. Данный вид деятельности при минимальных затратах ( в работе использую доступные и недорогие материалы: бумажные салфетки, вата, поролон, нитки, крупы, засушенные листья, пластилин) позволяет решать как программные задачи, так и коррекционные: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, мелкая моторика рук, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная

расторможенность.

   Необычные материалы привлекают детей, вызывают их удивление. Они задают вопросы, тем самым обогащая и активизируя свой словарный запас.

   В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются  к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

   И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
   Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

   Занятия аппликацией провожу в форме игры, по ходу которой комментирую процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребёнок выполняет своё задание, а результат получается общий.

   Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер. Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций.

   Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности.

  Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия окружающего мира. Прежде всего, эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого («Какие красивые цветы!», «Какая замечательная зелёная травка!»)

   В процессе работы с детьми мне приходилось решать две группы взаимосвязанных задач.

   К первой группе относятся задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.

   Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в аппликации.

   Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.).

   На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом дети должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, прямоугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой), о величине (большой - маленький, высокий - низкий).

  С первых занятий я приучала детей соблюдать правила аккуратности:

 - не набирать на кисть слишком много клея;

 - после намазывания ставить кисть на подставку;

 - намазывать формы только на клеёнке;

 - при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой;

   С целью лучшего и более полного усвоения информации на занятиях широко использовался иллюстративный и наглядный материал:

иллюстрации к книгам, альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные» «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Птицы», наборы карточек с изображениями, различные игрушки, трафареты.

   Кроме того, на прогулках играли в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка - хохлатка», «Зайка беленький сидит» и другие для закрепления знаний об окружающем. Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и аппликативные умения и навыки.

   К 4 годам деятельность ребёнка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать изображение по собственному замыслу. Ребёнок овладевает умением не только составлять предметы по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентироваться в пространстве.

   В данной группе появляется новая задача – обучение вырезанию. Прежде чем обучать детей вырезанию, я закрепляла у детей умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических элементов. Например: украсить платочек, коврик или фартук для куклы. Когда дети овладевают приёмами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приёмах пользования ножницами.   Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, я сначала упражняла детей в вырезании узких полосок поперёк, однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билеты для игры в «Театр», «Цирк», билеты для игры «Автобус». Игровая форма повышает интерес ребёнка и легче усваиваются приёмы использования нового инструмента.

    Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующее:

- развивать умение вырезать, пользуясь разнообразными приёмами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

- использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и тёмные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре;

- продолжать развивать воображение, творческие способности детей.

    В старшей группе на занятиях по аппликации дети учатся вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое, а одинаковые детали - из бумаги, сложенной гармошкой. Закрепляются приёмы вырезания деталей, умение дополнять образ необходимыми деталями. Дети учатся создавать предметные и сюжетные композиции. В коллективных работах учатся планировать и согласовывать свои действия.

    На своих занятиях я использую цветную бумагу, салфетки, журнальные страницы, вату, ткани, нитки мулине, засушенные листья и крупы традиционными и нетрадиционными способами.

    В процессе творческой работы детей необходимо индивидуальное взаимодействие между взрослым и ребенком, а также обязательное обсуждение уже сделанной работы. Необходимо отмечать оригинальность, непохожесть работы на все другие, постараться найти в каждой работе что-то интересное.

    В старшей группе мы с детьми составляли коллективные работы.  В процессе работы старалась постепенно подходить к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет, делать это согласованно с другими детьми. Я старалась научить детей определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять её, устанавливая взаимосвязь между разными предметами, радоваться результатами коллективной деятельности.

   К 7 годам познавательная деятельность ребёнка приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребёнка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать свои поступки и результаты деятельности

    В подготовительной группе планом моей работы предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

- осваивать новые приёмы вырезания - из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное вырезание;

- развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

- использовать все цвета спектра и их оттенки;

- продолжать развивать творческие способности детей.

   Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных навыков и умений: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приёмы аппликации (обрыванием, объёмная аппликация) - и о развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

    При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных умений. Необходимо ставить ребенка в условия выполнения задания не на копирование образца, а в его самостоятельном видоизменении.

   Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, когда дети уже интересуются результатами труда товарищей. Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы.

   К сожалению, на занятиях редко используются нетрадиционные техники, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем применение этих техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

   При изготовлении подарков на праздники, в индивидуальной работе и некоторых видах занятий (коррекционных) стараюсь использовать нетрадиционную технику аппликации.

   Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей.

   В ходе организации такой работы я стараюсь стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные приёмы и способы изображения предметного мира.

   Интерес к творческой деятельности, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает своё дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребёнок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Кроме того, для педагога - это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов.

   Свободная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребёнок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат.

   С этой целью в группе организован уголок изобразительной деятельности, в котором расположены необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

                                                             Заключение.

   Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течении трех лет, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работы: развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях со взрослым, но и в самостоятельной деятельности. Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.

   Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи этим детям.

   Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.

   Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, мы сможем помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.

Список используемой литературы:

  1. Г.Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников»: Издательский центр «Академия», Москва 1997 г.
  2. Под редакцией Т.С. Комаровой «Методика изобразительной деятельности и конструированию»: «Просвещение», Москва. 1985 г.
  3. М.А. Гусакова «Аппликация»: Москва, «Просвещение». 1982 г.
  4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду»: Москва, «Просвещение». 1982 г.
  5. З.А. Погатеева «Занятия аппликацией в детском саду»: Москва, «Просвещение». 1988 г.
  6. Под редакцией Н.П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду»: Москва, «Просвещение». 1971 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребенка творить, создавать, фантазировать....

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...