Консультация для родителей. "Проявление тревожности у детей дошкольного возраста"
консультация

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

Источники:

1. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-p...

2. https://www.b17.ru/article/45696/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста

     Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

     Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.


Признаки повышенной тревожности у детей

 Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое...

Все эти признаки тревожности ребенок проявляет, если:

  • Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;
  • Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;
  • Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;
  • У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;
  • В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак...);
  • В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет...)
  • Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов...
  • Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы...);
  • Вы сами даете ребенку множество тревожных посылов: "Ты плохой... У тебя не получиться... У тебя все и всегда неправильно..." В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;
  • Ребенок уже пережил психологическую травму или травмирующее событие, с которым его психика не может справиться самостоятельно;
  • Вы настолько "привязали" ребенка к себе, что без вас он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна ваша поддержка или одобрение...

Некоторые методики и тесты по определению тревожности:

1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).

2. Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захаров и М.Панфилова), на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества ...)

3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).

4. Проективные методики:

"Рисунок человека",

"Барашек в бутылке",

"Нарисуй свой страх",

"Кактус",

"Несуществующее животное"...

Способы коррекции тревожности:

1. Подбор специальных индивидуальных и групповых коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2.  Наибольшим эффектом в работе с тревожными детьми обладают игры. Игры - драматизации и сюжетные игры, по специально выбранным в целях снятия тревожности сюжетом.

3. Совместная деятельность Родитель - Ребенок.

4. Обратная связь педагога родителю (трудности, неудачи, успехи, домашнее задание).

5. Групповая работа с детьми с условно одинаковыми проблемами (дети смогут учиться на ошибках и неудачах, преодолевать трудности вместе...)

Советы Родителям тревожных детей:

-- Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);

-- В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);

-- Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;

-- Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки...;

-- Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;

-- Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);

-- Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом...);

-- Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;

-- И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счаcтье, которое у нас есть...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста"

Причины тревожности у дошкольников. Как предотвратить развитие тревожности у детей?...

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Консультация для родителей «Профилактика тревожности у детей дошкольного возраста».

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предр...

Консультация для воспитателей "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с помощью методов Арт-терапии"

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждениии показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неувереннос...