Круглый стол для родителей средней группы «Я говорю, играю, или как помочь развить речь ребенка»
материал (средняя группа)

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

активизация речевого общения в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley_sredney_gruppy.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей средней группы  

«Я говорю, играю, или как помочь развить речь ребенка»

Воспитатель: Акимова Светлана Юрьевна

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

активизация речевого общения в семье.

Ход мероприятия

В помещении стоят стулья по кругу.

Развивая речь –

мы вступаем на путь познания

Развивая мысль –

мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. А сейчас небольшая теоретическая справка:

Согласно психологическому словарю, «речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослым. Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.

Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру «Давайте познакомимся». Называем своё имя и качество характера на первую букву своего имени. Например, я Ольга, общительная. Затем я передаю мяч своей соседке, она называет свое имя вместе с качеством и так далее по кругу. Готовы? Начинаем!

Следующая игра называется «Ветер дует на того, кто…». Я говорю утверждение. Если вы с ним согласны, выйдите, пожалуйста, в центр круга и пожмите руки тем, кто также согласился с этим утверждением.

Утверждения: ветер дует на того, кто…

…терпеливо отвечает на все вопросы своего маленького почемучки;

…кто учит стихи со своими детьми;

…кто каждый вечер читает стихи своим детям;

…кто знает хотя бы одну пальчиковую игру (какую?);

…кто задаёт вопросы ребёнку по ходу чтения или после него;

…кто смотрит телепередачи вместе с ребёнком.

Воспитатель: для формирования правильной и чёткой речи, нам хотелось бы предложить вашему вниманию ряд упражнений. Чистоговорки, скороговорки, поэтому используйте малые формы фольклора, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а также решат одну из задач развития речи.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Круглый стол для родителей средних групп "Маленький гражданин России"

Круглый стол посвящен важной и актуальной проблеме, связанной с защитой прав и достоинств маленького гражданина, а также правам и обязанностям родителей по отношению ребенку....

Круглый стол для родителей средней группы «Домашняя игротека».

18 декабря  в средней группе "Стрекозки " состоялся круглый стол для родителей  «Домашняя игротека».Цель: обратить внимание родителей на значении игры в развитии детей...

Круглый стол с родителями средней группы"Знаете ли вы своего ребёнка?"

игра с родителями, анкетирование, призентация...

Методическая разработка "Круглый стол для родителей среднего дошкольного возраста "Развиваемся играя"

Круглый стол на тему «Развиваемся играя» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития познавательной деятельности детей среднего возраста.Задачи:Ø...

Круглый стол с родителями средней группы „Играя, развиваемся“

Цель: Привлечение внимание родителей к вопросу развития познавательной деятельности детей среднего возраста.Задачи:1. Создать позитивный настрой способствующий сплочению коллектива...