Рабочая программа по самообразованию "Работа по взаимодействию с родителями с целью создания образовательного процесса"(подготовительная к школе группа 2023-2024г)
рабочая программа (подготовительная группа)

    Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями,  выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_rodit_2023-2024.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Благовещенский центр развития ребенка - детский сад «Журавушка»

                         Благовещенского района Алтайского края

                                  Рабочая программа  по самообразованию

                                                         

                                                         Тема:

Работа по взаимодействию с родителями в детском саду

  с целью создания образовательного процесса

                        «Воспитываем вместе»

             

   Срок реализации программы: 2023-2024 уч. год.

                                        (подготовительная группа)

Воспитатель: Умрихина С. И.

                                                

                                                           Благовещенка

2023

Содержание программы

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Принципы реализации программы

1.3.

Ожидаемые результаты реализации программы

2.

Содержательный раздел

2.1.

Общая характеристика программы

2.2.

Основные формы и направления работы по реализации программы

2.3.

Этапы реализации программы

2.4.

Перспективное планирование работы с родителями

2.5.

Изучение психолого педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников

3.

Список используемой литературы

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа

была бы совершенно немыслима, если бы не система

педагогического просвещения, повышение

педагогической культуры родителей».

В.А. Сухомлинский

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

    Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного

образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более  полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

    В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит  Закон РФ «Об образовании».

    В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что  требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.  Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.

    В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме   сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:

- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;

- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.

    Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.

     Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует  активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.

    Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями,  выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:

  • обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
  • способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
  • знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
  • приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
  • создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

1.2.        Принципы реализации программы

      Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.

1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).

2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).

3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.

4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).

5. Принцип открытости  и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).

6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.

7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей  психолого-педагогических знаний и навыков).

8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)

9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).

1.3.        Ожидаемые результаты реализации программы

     Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:

  • создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей,  установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
  • сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения  по вопросам воспитания обучения  и развития детей;
  • сформирована  активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
  • улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

2. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика программы

     Реализация программы рассчитана на работу с родителями детей подготовительного к школе возраста. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

     Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.

      Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.

2.2.Основные формы и направления работы по реализации программы

     Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:

  • Информационно – аналитическое

 Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.

  • Познавательное

Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания  и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.

  • Наглядно – информационное

Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.

  • Организационно-методическое (досуговое)

Цель: способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.

     В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Таблица 1

Основные формы работы с родителями при реализации программы

Формы работы с родителями

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Информационно-аналитические

Анкетирование

Беседа

Наблюдение

Социологический срез, опрос

«Почта (телефон) доверия»

Познавательные

Родительское собрание

Консультация

Тематическая беседа

Круглый стол

Семинар-практикум

Тренинг

Мастер-класс

Творческая мастерская

Наглядно-информационные

Папка-передвижка

Информационный стенд

Выставка детских работ

Фотовыставка

Брошюра, памятка, буклет

Открытый просмотр занятий

Презентация

Видеоролик

Выставка семейных газет и плакатов

Совместный праздник,

развлечение, утренник

Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах

Совместная прогулка,  экскурсия

2.3. Этапы реализации программы

    Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц

Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

- изучается методическая литература по теме;

- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;

- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;

- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;

- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Второй этап – основной (практический), 9 месяцев

Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 

Третий этап – заключительный , 2 месяца

Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

                                                                                                                                                                                                                                 Таблица 2

2.4.  Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе

(2023-2024 учебный год)

Месяц

Мероприятия

Цели

Сентябрь

  • Анкетирование родителей «Что вы ждёте от детского сада в новом учебном году?»
  • Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 6-7 лет, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. На пути к школе».
  • Консультация для родителей: «Развитие внимания – основа подготовки детей к школе»
  • Папка-передвижка «Как знакомить ребенка с родным краем?»
  • Фотовыставка: «Моя малая родина - Благовещенка»

Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.

Знакомить родителей с задачами воспитания и обучения детей в новом учебном году, с психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет.

Распространять психолого-педагогические знания среди родителей.

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Побуждать родителей к активному включению в воспитательно-образовательный процесс.

Октябрь

  • Памятка «Вакцинация детей»
  • Консультация «Формирование у детей бережного отношения к животным»
  • Осенний праздник  для детей и родителей
  • «Вечер вопросов и ответов» с приглашением специалистов детского сада
  • «Дни добрых дел: совместная деятельность по обогащению предметно-развивающей среды в группе

Способствовать развитию педагогической культуры родителей.

Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной деятельности.

Вооружить родителей знаниями по интересующим вопросам, оказывать практическую помощь.

Приобщить родителей к обновлению предметно – развивающей среды в группе.

Ноябрь

  • Стенгазета ко Дню матери «Ах, какая мамочка!»
  • Выпуск буклета «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
  • Анкетирование «Портрет моего ребенка»
  • Семинар – практикум «Детское экспериментирование»

  • Санбюлетень «Укрепляем иммунитет», «Профилактика простудных заболеваний»

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Педагогическое просвещение родителей.

Получить информацию для качественного и количественного анализа.

Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей.

Вооружить родителей информацией с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

Декабрь

  • Творческая мастерская «Игрушка на ёлку своими руками»
  • Стендовая информация «Чем и как занять ребенка на новогодних каникулах?»        
  • Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»        
  • Новогодний утренник

  • Привлечение родителей к праздничному украшению группы «К нам шагает Новый год»

Побуждать родителей к творческой совместной деятельности с детьми.

Активизировать педагогические знания и умения родителей.

Создавать условия для организации совместной деятельности родителей и детей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс.

Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы.

Январь

  •  Оформление фотовыставки: «Мой волшебный Новый год!»
  • Родительское собрание: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»
  • Психолого-педагогический тренинг «Коммуникативные игры»
  • Папка-передвижка «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников»
  • Смотр-конкурс снежных построек на участке
  • Театрализованное представление для родителей

Поделиться семейными традициями проведения Нового года в кругу семьи.

Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников.

Формировать практические навыки, направленные на развитие коммуникативных способностей детей и родителей.

Повышать педагогическую культуру родителей.

Содействовать укреплению связей между родителями, детьми  и детским садом.

Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной работы с детьми.

Февраль

  • Фотоколлаж «Зимние забавы»

  • Буклет «Рекомендации и практические приёмы развития памяти и внимания дошкольников»
  • Анкетирование родителей «Скоро в школу!»

  • Круглый стол для родителей будущих первоклассников
  • Тематическая выставка «Скоро в школу мы пойдем»
  • Организация фоторепортажа «Из жизни папы»

  • Проектная деятельность  «День отца»

        

Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Оказывать теоретическую и практическую помощь семье в вопросах развития и обучения детей.

Изучить полученные данные для целенаправленной работы с детьми и родителями.

Совершенствовать  педагогическую компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Повышать значимость роли отца в воспитании ребенка, развивать эмоциональные связи между отцом и ребёнком.

Повысить роль и статус отца. Привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям.

Март

  • Оформление папки передвижки «Весна – наблюдаем, играем, читаем»
  • Памятка для родителей «Права детей, обязанности родителей»
  • Стенгазета  «Какая у меня мама?»
  • Праздник, посвященный 8 марта
  • Мастер-класс для родителей «Герб моей семьи»
  • Выставка совместных детско-родительских работ «Герб моей семьи»

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Педагогическое просвещение родителей.

Укрепление взаимодействия семьи и детского сада. Создать возможность выразить любовь и нежное отношение детей к своим мамам.

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Побуждать детей и родителей к совместному творчеству. Способствовать укреплению семейных уз.

Апрель

  • Консультация для родителей «Профилактика детского травматизма»
  • Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет?»

  • Стендовая информация «Ю.А. Гагарин – первый космонавт»
  • Совместный детско-родительский досуг «Путешествие в космос»
  • «Дни добрых дел: проведение субботника на территории ДОУ»
  • Открытый показ  образовательной деятельности

Распространять знания по вопросам безопасного поведения дошкольников среди родителей.

Дать родителям информацию для анализа знаний и умений своего ребёнка.

Повышать педагогическую культуру родителей.

Совершенствовать уровень включенности родителей в педагогический процесс. Сплочение родителей и детей.

Продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников. Пропаганда коллективной трудовой деятельности.

Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми.

Май

  • Итоговое родительское собрание по теме: «Наши успехи и достижения. До свидания, детский сад!» с просмотром презентации
  • Посещение совместно с родителями и детьми «Музея ВОВ»
  • Конкурс чтецов «Говорим стихами о войне»

  Выпускной бал «До свидания детский сад»

  Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение)

Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Демонстрировать достижения детей.

Продолжать работу по включению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Развивать чувство патриотизма

Создать обстановку радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу

Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями.

В течение года

Работа «Родительской почты» («Почты доверия»)Участие в конкурсах различного уровня

2.5. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.

Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.

Анкета для родителей № 1

Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.

Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
1) слушаете передачи по телевидению;
2) на основе устных рекомендаций педагогов;
3) читаете информационные стенды детского сада;
4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
5) используете жизненный опыт своей семьи;
6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
7) используете интернет - ресурсы.

Анкета для родителей №2
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье

Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех е
ё членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?

Анкета для родителей №3

Цель:  оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.

3. Список используемой литературы:

1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

2. Доронова Т.Н.  Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.

4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с

8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный процесс подготовительной к школе группы

В разделе размещен материал тематического планирования в подготовительной  к школе группе  по программе "От рождения до школы"....

Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР)  на май ...

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....

Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь...

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год

Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...

Рабочая программа по самообразованию "Работа по взаимодействию с родителями с целью создания образовательного процесса " (2020-2021г)

Цель моей работы – повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитаннико...