Развитие навыка одевания в раннем детстве.
консультация

Малахова Елена Николаевна

Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух лет.  Обычно, в три года дети уже идут в детский сад, и очень важно, чтобы к этому возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту, куртку, брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам ребенок вполне может себя полностью одеть сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navyka_odevaniya_v_rannem_detstve.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка одевания в раннем детстве.

Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух лет.  Обычно, в три года дети уже идут в детский сад, и очень важно, чтобы к этому возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту, куртку, брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам ребенок вполне может себя полностью одеть сам.

Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Кроха, которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки. Это очень важно, потому что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в дальнейшем. Необходимо восхититься новым умением, а потом — предложить попытаться надеть снятое.

Желательно, до того, как малыш войдет в период самостоятельного одевания, подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практиковать пальчиковые игры, с годовалыми — мять, давить, размазывать пластилин. Можно приобрести или смастерить самим пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных игрушек -«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при самостоятельном одевании. Как и любой другой навык, умение одеваться формируется у ребенка постепенно. Но быстрее это произойдет если:

Обеспечить ему свободный доступ к детской одежде. Ребенок должен не только уметь правильно одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать ее, сортировать по предметам, отличать грязную от чистой и т.п.;

продумать гардероб. Прежде чем расплачиваться за выбранную в магазине детскую одежду, мысленно надеть ее на свое чадо. Штанины брюк должны быть свободными, пояс — регулирующийся, а горловина у маек, футболок и свитеров — достаточно широкой. С трудными конструкциями и фасонами (множество молний, пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить;

рассказать о порядке надевания одежды. Обязательно проговаривать последовательность: сначала трусики и майка, потом носочки, следом — штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее запомнил ее, читать книжки и рассматривать картинки;

научить отличать лицевую и изнаночную сторону. Также не забывать о понятиях «перед» и «зад». Если крохе пока еще сложно это запомнить, придумать отличительные метки (например, на передней стороне однотонной футболки сделать нашивку);

поделиться секретами одевания. Рассказать ребенку, почему свитеры и футболки нужно начинать надевать с макушки (если попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со штанами и колготами удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати.

Причины, почему ребенок не хочет одеваться сам

1. Неумение. Это самое просто объяснение и легко решаемое, если кроха еще просто мал для самостоятельного одевания. Ситуация же, когда раз за разом мы, экономя время, упаковываем ребенка в одежду сами, а потом вдруг решаем, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь неприятные последствия.

2. Скука. Как правило, распознать эту причину довольно легко: как только мы приближаемся к чаду с ворохом одежды, он пускается от нас наутек. Есть возможность — поддержать затею ребенка. Проигравший — одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредить (ровно через 10 минут выходим из дома), а затем начать демонстративно собираться.

3. Неудобство. Комфорт — одно из важнейших требований к одежде. Двух- и трехлетнему ребенку легче будет надевать на себя одежду с наименьшим количеством застежек и молний, с достаточно свободной горловой частью у свитера, водолазки. Обувь, желательно, иметь не только со шнурками, но и на липучках. Дети любят удобную, комфортную, неколючую одежду. Так как на прогулке они постоянно играют, двигаются, принимают различные позы, то взрослым важно подбирать одежду, не стесняющую их движений.

4. Плохое настроение. Иногда отказ от выхода из дома может быть вообще не связан с одеванием: плохо спал ночью, в течение дня наказали, сломалась игрушка, начинает заболевать и т.п. Ведь для ребенка одеться — это приложить усилие, терпение, внимание. В таких ситуациях на самостоятельное одевание не хватает сил.

Игры «на одевание»

Игра — один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание — не исключение. Нужно использовать этот прием, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному процессу.

  • «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделать так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнуться. Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».
  • «Нахождение частей тела». Удивленно спрашивать «а где наши ручки?», восклицать «какая длинная шейка!», просить вытянуть ножки, а потом — поболтать ими. Вариантов масса.
  • «Соревнование». Положить рядом два комплекта одежды — детский и свой собственный и одеваться одновременно.
  • «Показ мод» — маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!
  • «Обмани меня!» — придерживать это средство на крайний случай. Вздохнуть, покачать головой и сказать: «Ну, с этой-то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень быстро.

7 «золотых» правил обучения малышей одеванию

Быть спокойными и терпеливыми. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить доброжелательность, когда мы опаздываем, а малыш 10 минут возится с застежками.

Установить зрительный контакт — он будет залогом нашего взаимодействия с ребенком в процессе одевания. 

Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Многие дети сызмальства любят наряжаться (и не только девочки!). 

Принять его правила. Если мы хотим, чтобы наш ребенок с удовольствием одевался сам, надо предоставить ему возможность выбора одежды. Разумеется, бывают случаи, когда дресс-код необходим. 

Подавать пример. Малыши вообще очень хорошо учатся справляться с одеждой на чужом примере. 

Помогать — это подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а мы — расправляем их и хорошо подтягиваем, или надевает рубашку, мы — застегиваем пуговицы и т.п.

Хвалитеь. Момент, когда кроха сам что-то оденет или застегнет — именно тот, когда не стоит скупиться на похвалу. Малыши очень радуются, когда у них получается что-то сделать без посторонней помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие трудовой деятельности в раннем детстве и дошкольном возрасте".

В этом материале Вы сможете узнать много полезной информации о своих воспитанниках. Полезного прочтения!...

Особенности развития ребенка в период раннего детства

Чтобы трудиться в современном мире, нужно многому научиться, на что требуется порядка двадцати лет. Но всѐ, чего достигает человек в своем развитии за эти два десятка лет, оказывается равносильным его...

Развитие фонематического слуха с раннего детства.

Перечислены способы развития слуха у малышей....

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Статья : «Развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через проектную деятельность»

Статья о развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через пректную деятельность....

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста....