Автоматизация звука [Ж] в прямом ударном слоге в начале слова
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

       Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_8.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 8

Автоматизация звука [Ж]

в прямом ударном слоге в начале слова

1. Артикуляционная гимнастика Ш же, что и для звука [Ш]).

2. Упражнение «Жук» (произнесение изолированного звука длинно и коротко):

                               Ж—Ж—Ж   ..., Ж - Ж - Ж - Ж—Ж - Ж.

Обратить внимание ребёнка на звонкость звука. Для ощущения работы голосовых связок вместе с мышонком Валериком приложить ладонь    к шее (ощущаем вибрацию), прикрываем уши (слышим громкий звук).

3. Выделение звука [Ж] в слогах: 

ЖА-, РА-, ЖУ-, ВЫ-, ЖЭ-, ЖИ-, НО-, ГУ-, ЖИ-, ЖА-, ДА-, БЫ-, ЖА-, МО-, ЖУ-, БЭ-,  ЖИ, - РА-, Ж0-, ЖА-, ЖУ-, БА-, ДО-, ЖЕ-.

4. Повторить каждый слог несколько раз, всю цепочку повторять в течение 1 минуты:

                                              ЖА - ЖО - ЖУК - ЖЕ - ЖИ;

конструирование слогов по гласному звуку (А — ЖА );

[А], [О], [Э], [У], [А], [Ы], [О], [А], [Э], [Ы], [У],  [О], [Ы], [Э], [У], [А], [О], [Ы], [У], [Э], [А], [О], [Ы].

5. Отработать звук [Ж] в словах:          жаль;                    жёлоб;

                                                                      жаба;                    жёлудь;

                                                                      жало;                    жук;

                                                                      жатва;                    жадина;

                                                                      жабры;                    Женя;

                                                                      жарко;                    жир;

                                                                      жалоба;        жить;

                                                                      Жора;                    Жанна.

6. Изменить прилагательные:       жаркий — день, ночь, утро, месяцы;

                                                             жалобный — взгляд, песня, слово, стихи;

                                                             жёлтый — цвет, кофта, солнце, цветы;

                                                             жадный — мальчик, кошка, дитя, глаза;

                                                             жидкий — суп, каша, молоко, желтки.

7. Правильно ли говорит мышонок Валерик:

  • Я жаловаться, ты жалуется, он жалуется, она жалуется, мы жалуюсь, вы жалуешься, она жалуетесь;        
  • я жадничаешь, ты жадничают, он жадничает, она жадничаете, мы жадничаем, вы жадничаю, они жадничать.

8. Назвать слова в единственном числе:     желоба, жуки, жиры.

9. Игры с картинками:   желудь, жаба, жук, жёлоб, жало, жир, жабры, жаворонок, жердь.

    Задания:

     —        отработать названия, уточнить понимание;

     —        упражнение «Карусель», многократное называние картинок по кругу с ускорением темпа;

     —        назвать картинки по ассоциации со словами:

песня, болото, оса, дуб, крыша, усики, сковорода, забор, рыба;

     —        назвать по обобщению:

птица, земноводное, наймов, плоды;

     —        закончить предложения:        Высоко в небе поёт... (жаворонок).

                                                           Оса жалит... (жалом).        

                                                           Плод дуба... (жёлудь).

                                                           Женя поймал большого... (жука).

                                                           Положи на сковородку... (жир).

                                                           Рыба дышит... (жабрами).        

                                                           Мы видели земляную... (жабу).        

                                                           Дождевая вода стекала по... (жёлобу).        

                                                           Жора пролез под... (жердью).        

     —        помоги Валерику отыскать и назвать  картинку: ёлуди,  аба,  ук,  ыр,  ало,  ёлоб,        абры, аворонок, ердь;                                    

     —        называние по памяти серий из 2—4 картинок;

     —        упражнение «Желтые очки»: согласовать название картинки и прилагательного «жёлтый»;

     —        произнесение фразы с наращиванием предметного ряда:

                 У Жени...

                 У Жени... и....

                 У Жени..., ... и ... (добавляя по 1 картинке);

     — произнесение фраз с каждой картинкой: Женя жалует (дарит) Жанне...

10. Отработать фразы:

       Жук жужжит: ж-ж-ж-ж-...Жарким летом Женя будет жить у тёти Жанны.  

       В жатву все поля    жёлтые. Жаль, что у Жанны нет жёлудя.

       Жора Жуков жадина и жалобщик, не будь как  Жора Жуков.

11. Отработать звук [Ж] в чистоговорках, выучить их наизусть:

       Листопад, листопад,                                          Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

       Листья жёлтые летят.                                        Я на жёлуде сижу.

       Жёлтый клен, жёлтый дуб,                               Я на жёлуде сижу,

       Все желто и там и тут.                                      «Ж» да «Ж» все жужжу.

                                                Жили жирные обжоры,

                                                Оба жадных, оба Жоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Автоматизация звука[л] в прямых открытых слогах»

Конспект ООД по коррекции звукопроизношения...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука [Р] в обратном ударном слоге в конце слова»

Цель: закрепить звук [Р] в обратном ударном слоге в конце слова.Задачи:1.Автоматизировать звук [Р] в обратном ударном слоге в конце слова, в предложении.2.Развивать дыхание, артикуляционный аппарат, ф...

Автоматизация звука [р] в прямых слогах в начале слова.

Играя, обучаюсь. Выполнение заданий поможет родителям автоматизировать звук [р] легко и интересно....

Автоматизация звука [ш] в прямых слогах в начале слова.

Совместное выполнение ребенком и родителем логопедических заданий по закреплению поставленного звука всегда увлекательно и занимательно. Ежедневное повторение пройденного материала, помогает автоматиз...

Автоматизация звука [Ш] в прямом ударном слоге в начале слова

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...

Автоматизация звука [Ш] в прямых ударных слогах в середине слова

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...

Автоматизация звука [Ш] в прямых безударных слогах

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...